ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ И ПРОЕКТ «УВИДЕТЬ ИКОНУ» СОЗДАДУТ УНИКАЛЬНУЮ ИКОНУ
За прошлый 2017 год художник Олег Зон подарил в Московскую духовную академию две иконы – Икона Божией Матери «Ярославская» в Церковно-Археологический кабинет и икону св.вмч. Варвары в исторически восстановленный храм св.вмч. Варвары в Семинарском корпусе Московской духовной академии.
По благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Евгения, архиепископа Верейского, ректора Московской духовной академии и содействии идейного вдохновителя проекта Протодиакона Игоря Михайлова, художнику Олегу Зон поступило предложение объединить усилия в представлении рукотворного созерцания. В этой связи, от лица Академии обращаемся ко всем читающим оказать возможное финансовое содействие в реализации данного проекта (ниже приведена смета).
В иконографии существует икона, которая родилась из скульптуры – Икона Божией Матери «Лоретская» или «Прибавление Ума».
Чудотворный образ Богородицы Лоретской представлял собой не икону, а скульптурное изображение, вырезанное из кедрового дерева. Скульптура была раскрашена и инкрустирована бриллиантами и драгоценными камнями.
Среди православных икон Божией Матери икона «Прибавление Ума» предстает достаточно необычной. Особенность этой редкой иконографии заключается в том, что Божия Матерь и Спаситель изображены спеленутыми вместе богослужебным облачением – фелонью или далматиком. Иконография «Прибавления Ума» сложна и несколько непривычна. .
Уникальность готовящегося проекта - представить иконографию Иконы Божией Матери «Лоретской» – «Прибавления Ума» в виде изографической, скульптурной и декоративно-прикладной композиции.
Совмещение графики и сюжета, пластика высокого рельефа, декоративно-прикладной самостоятельный элемент – долматик – итог – уникальный декоративного-прикладной иконографический образ.
Скульптор Олег Зон исполняет свои работы в технике высокого рельефа, который открывает доступ к пониманию иконографии широкому кругу прихожан храма или гостей музея, что сейчас называется инклюзией – работы можно трогать, а значит они понятны людям с ограниченными возможностями, детям. По разработке художника-скульптора икона будет создана большой – 125 Х 90 см, из липового щита в технике высокого рельефа.
Икона Божией Матери «Подательница ума» считается покровительницей студентов. Появление такой иконы в стенах Московской духовной академии и Церковно-археологического кабинета дважды будет полезна – студентам и приходящим гостям, которые смогут не только увидеть, но и прикоснуться к уникальному образу Богородицы. Икона будет доступна для всех приходящих в Московскую духовную академию.
Позиция сметы |
Стоимость |
Кол-во |
Сумма |
Материал |
|
|
|
Иконные щит для производства иконы в технике высокого рельефа (толщина 4,5 — 5 см) 120Х90 с учетом архитектурного декоративно-прикладного элемента |
27 300,00р. |
1 |
27 300,00р. |
Итого |
|
|
27 300,00р. |
Производство |
|
|
|
Производство работы Икона Божией Матери "Прибавление Ума" - работа художника, инструменты, расходники (время создания до 70 дней) |
240 000,00р. |
1 |
240 000,00р. |
Итого |
|
|
240 000,00р. |
Прочие расходы |
|
|
|
Транспортные расходы |
12 000,00р. |
1 |
12 000,00р. |
Итого |
|
|
12 000,00р. |
ВСЕГО |
|
|
279 300,00р. |
Справка о иконе Божией Матери «Лоретская» - «Прибавление Ума»:
Сохранилось предание, что икона с названием «Прибавление Ума» была написана одним иконописцем после видения Божией Матери, по Ее указанию, в XVII веке. Этот чудотворный образ обстоятельно описал в своем исследовании А. А. Титов. Старинное сказание о древней чудотворной иконе записано им со слов настоятеля Крестовоздвиженского собора города Романова протоиерея Владимира Мирославского:
«В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном… Стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом, и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы она возвратила ему разум…
Последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление Ума Пресвятой Богородицы».
Судя по всему, написанное русскими мастерами изображение Лоретской Богоматери вобрало в себя черты явленной в России иконы и позаимствовало ее имя «Прибавление Ума». Понятным становится необычность одеяния Богоматери с Младенцем на московской иконе – это далматик Лоретской статуи. Объясняются и архитектурные детали иконы в виде арки в верхней части образа и светильников – это изображение богато украшенной ниши, в которой помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери. Память о первообразе сохранилась в почитании на Руси иконы Божией Матери с наименованием «Лоретская». Чтимый список Лоретской иконы находился в селе Песочине, недалеко от Харькова.
Чудотворная икона Богоматери «Прибавление Ума», написанная на холсте, находится в Покровском храме города Романова-Борисоглебска (сейчас – Тутаев). В литературе XIX века указывается, что в Рыбинске, в Спасо-Преображенском соборе, также имелась икона такого наименования. Икона «Прибавление Ума», имеет благодать дарования премудрости, разума и благих знаний, помощи в просвещении детей, исцеления слабости ума и повреждения рассудка. Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление Ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском.
Празднование ее памяти – в день Успения Богородицы, 15/28 августа.
Справка о проекте «Увидеть ИКОНУ»:
В 2013 году Наместник Донского ставропигиального монастыря поддержал нас в создании проекта «Увидеть ИКОНУ» - рукотворное созерцание» - резные иконы в храмах для слепых, слабовидящих и слепоглухих прихожан. Проект был начат в 2014 году.
Епископом Бронницким Парамоном (Голубка) была совершена первая передача резных икон в нуждающийся приход, которым стал Храм Казанской Иконы Божией Матери в селе Пучково (Троицк, Новая Москва). Прихожанами храма являются постояльцы «Дома Слепоглухих».
В 2015 году наш проект был включен в программу фестиваля «Пасхальный дар» Правительства Москвы. Благодаря выставке работ, и их участию в благотворительном аукционе, иконы были отправлены в приходы, которые окормляют слепых, слабовидящих и слепоглухих прихожан. Акцию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его Святейшество высоко оценил наше начинание, и благословил отправку работ в епархии на территории Российской Федерации.
За последний год статистика проекта (на январь 2018) достигла 25 храмов на территории Российской Федерации и 26 икон, которые доступны для тактильного контакта людям с ограниченными возможностями по зрению, но и для всех прихожан.
28 ноября 2017 года, состоялось награждение и поздравление лауреатов премии «Наше Подмосковье» 2017 года. Проект «Увидеть ИКОНУ» стал обладателем премии II степени в номинации «ИНИЦИАТИВА»
Олег Зон художник, чьи работы, созданные талантом и мастерством, стали не только произведениями сакрального искусства, но и нашли свою нишу в убранстве храмов Русской Православной Церкви, а именно – дали возможность всем прихожанам «рукотворно созерцать» лики святых, Борогодицы и Спасителя. Проект «Увидеть ИКОНУ» представил общественности, что талант может нести социальное служение людям с ограниченными возможностями и делать красоту доступно, создавая доступную среду в приходах и обителях Русской Православной Церкви.
Отметим, что а территории Московской области несут свое служение 6 тактильных икон:
Также свою оценку о ранее созданных иконах проектом «Увидеть ИКОНУ» дали:
- Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Российского Православного Университета и служитель в храме Космы и Дамиана в Шубине, дал высокую оценку нашему проекту и созданным иконам, в технике высокого рельефа. Он уточнил, что созданные иконы дают возможность стереть границы посещения церкви людям с ограниченными возможностями - слепым, слабовидящим и слепоглухим.
- Вероника Леонтьева, руководитель направления по работе с инвалидами Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению: «Слепые и слепоглухие очень нуждаются в таких иконах. Они воспринимают многообразие мира через осязание предметов, кончиками пальцев. Часто незрячие не до конца могут себе представить, понять те образы, о которых они много слышали, например, как выглядит нимб над головой святого, что такое омофор Пресвятой Богородицы, как младенец Иисус склонился к Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл обращает большое внимание на то, чтобы в храмах создавалась безбарьерная среда для прихожан с ограниченными возможностями».
- сотрудники Института Коррекционной педагогики РАН, тифлопедагоги, специалисты по ориентированию и мобильности Марта и Алексей Любимовы. Они отметили, что рельеф, создаваемый автором икон, представляет собой - тот самый удобный для восприятия слепыми, слабовидящими и слепоглухими людьми.
Дополнительная информация и комментарии:
+7 968 922 4454 Руководитель проекта «Увидеть ИКОНУ» Виктория Зон
e-mail: feelicon2014@gmail.com
Facebook.com\feelicon2014
Instagram @feel_icon
comments powered by HyperComments