рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

24 января 2014 г.

Вновь открыты для посетителей 1-й и 2-й залы ЦАКа после ремонта и обновления экспозиции.

В марте 2013 г. на попечительском совете ТСЛ и МДА один из участников совета отозвался на одну из многочисленных просьб от Московской Духовной Академии и пожелал внести свою финансовую лепту не на что иное, как именно на ремонт иконных залов ЦАКа.

Иконные залы не ремонтировались с 60-х годов, но поскольку третий зал был отремонтирован еще к началу 2009 года и без ремонта были только 1-й зал «Поствизантийская икона» и 2-й зал «Русский иконостас», то дело оставалось за малым – начать и закончить.

ЦАК МДА за 60 лет своего существования после возрождения в 1950 г., собрал уникальную коллекцию икон разного времени и различных школ. После тщательного отбора, самые редкие из них сформировали нынешнюю  коллекцию ЦАКа. В связи с этим, благодаря более компактному, тематическому размещению (ковровая развеска), старая экспозиция до ремонта составляла более 400икон.

Это благое начинание повлекло за собой необходимость решения ряда очень трудных задач:

1)   Сохранить визуальное восприятие расположения икон, созданное предшественниками, в основном, заведующим ЦАКа протоиереем Алексием Остаповым.

2)   Расширить экспозицию, благодаря накопившемуся фонду новых поступлений в музей.

3)   Создать тематическое пространство в рамках хронологического генезиса иконы.

4)   Подготовить залы к ремонту и свернуть всю экспозицию двух залов на хранение. Как оказалось, это не простая задача, поскольку в МДА нет свободного места подходящего для хранения древних икон, которых более 300 единиц.

Было найдено следующее решение, которое учитывало будущее визуальное восприятие отремонтированных залов: развернуть экспозицию икон в других залах, поставив новые витрины, на которых они будут размещены и, в конечном счете, перенесены в новые залы.

На осуществление этой задачи потребовалось несколько месяцев: были детально продуманы размеры витрин, их будущее композиционное расположение и место каждой иконы в соответствии с темой. Для этого были изготовлены бумажные макеты витрин и икон с соблюдением пропорций.

12 июня 2013 г. привезли изготовленные на заказ дубовые витрины. После их установки началась кропотливая работа по разметке витрин и размещению на них икон в соответствии с упомянутыми макетами. Расположение икон в нужном порядке потребовало особой работы с каждым стендом: закреплять иконы начинали только после того, как заведующий музеем видел композицию и одобрял ее. Эта работа заняла ровно неделю, и 20-го июня все иконы были закреплены на стендах, которые установили на свои места. 21-го июня приступили к ремонту 1-го и 2-го залов: начали вскрывать стены, освобождая их от листов ДСП, которыми они были обшиты. Когда из ремонтируемых залов вынесли все лишнее, чем были покрыты стены, были установлены новые окна с деревянными рамами (всего десять окон, по числу оконных проемов).

Если говорить об изменении в экспозиции музея, то во время ремонта все иконы из 1-го и 2-го залов были доступны для посетителей ЦАКа, с той лишь оговоркой, что в 3-м зале, где находилась их основная часть, было довольно тесно, и поэтому туда водили только небольшие группы гостей, а для остальных экскурсионных групп 3-й зал был закрыт. Остальные экспонаты из ремонтируемых залов были временно размещены в 4-м, 5-м и 6-м залах. Размещение икон на новых витринах было продумано так, что удалось разместить на них немало прекрасных древних икон, которые были недоступны посетителям музея, так как хранились в запасниках.

Демонтировали старый паркет и подготовили бетонное основание для нового пола. Параллельно с отделочными работами электрики прокладывали провода для розеток и освещения. Положили паркет, отштукатурили и покрасили стены, а также покрасили потолок (при сохранении лепнины на нем). Было установлено современное музейное освещение. К ноябрю ремонт залов был закончен.

После этого началась работа по размещению в отремонтированных залах витрин с иконами, которая производилась постепенно следующим образом. Сначала студенты снимали иконы с двух стендов, записывая их номера и места на стенде; иконы временно убирали в одно небольшое помещение открытого фонда. Затем стенды демонтировали с их мест, переносили в отремонтированные залы и укрепляли их там на стенах, после чего снова устанавливали на них иконы. Так постепенно все стенды и иконы были установлены на своих местах. Эта работа заняла около двух недель, причем студенты трудились по вечерам, не отрываясь от дневных учебных занятий. Кроме того, в этих залах поставили новые витрины, в которые поместили обувь преподобного Сергия, деревянные богослужебные сосуды его времени и другие экспонаты.

В 2014 году, на Рождество Христово, 1-й и 2-й залы были открыты для всех посетителей. Несколько позже, в январе, на все витрины установили стекла и сделали в них подсветку из светодиодов.

comments powered by HyperComments