В истории Воронежской епархии началом систематической работы в области церковного музееведения стала деятельность при библиотеке Благовещенского Митрофанова монастыря. Там, по архивным данным на 1899 год, находилось много ценных книг XVII и XVIII веков, включая экземпляры, принадлежавшие лично Св. Митрофану или приобретенные при нем. В читальном зале монастыря регулярно проводились «народные чтения», устраиваемые Воронежским отделением Императорского Православного Палестинского Общества и братством Святителей Митрофана и Тихона.
В 1901 г. был создан Церковный историко-археологический Комитет, поставивший перед собой задачу создать истории Воронежской епархии. Под руководством ректора семинарии, протоиерея В.П. Борисоглебского была составлена «Программа для собирания сведений по местной церковной истории и археологии», которую разослали приходским священникам и настоятелям монастырей епархии. Уже в первый год было собрано 67 описей, большая часть которых в обработанном виде опубликована в сборнике научных трудов «Воронежская старина», его выпуски регулярно выходили в первое десятилетие 20 века. Все эти благие начинания были прерваны в двадцатые годы прошлого века известными трагическими событиями в жизни нашего народа.
Возрождение церковного музееведения в Воронежской епархии ознаменовало открытие в декабре прошлого года при храме в честь Воскресения Господня г. Воронежа кабинета-музея им. М.М. Девицкого. Музей был создан по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Воронежского и Лискинского, по инициативе настоятеля храма протоиерея Василия Володько, заботами регента храма Л.Л. Семеновой; научно-методическая поддержка была оказана кафедрой культурологии Воронежского госуниверситета в лице преподавателя В.Ю. Коровина. Данная музейная коллекция собиралась в течение 20 лет, и до сей поры регулярно пополняется новыми экспонатами. На сегодняшний день музей имеет около ста единиц хранения. В качестве экспонатов вниманию посетителей представлены как подлинные рукописные свидетельства первой четверти двадцатого века (например, выписки из метрических книг Воскресенского храма), так и копии архивных документов той эпохи (например, опись церковного имущества….; письмо Ленина Дзержинскому о закрытии храмов и расправе над священниками и др.). В музейных витринах выставлены предметы, характеризующие приходскую жизнь Синодального периода: металлические нательные кресты и кресты-распятия художественной работы конца XVIII – середины XIX века; сосуд для хранения масла, освящаемого на мощах Святителя Митрофана Воронежского; камера-обскура с картинками из серии «Виды Палестины», иконографические изображения академической школы и народного письма, элементы архиерейского облачения, церковная утварь и другие. Основную часть коллекции составляют богослужебные книги, журналы для духовно-назидательного чтения, нотные тетради, фотографические репродукции.
Филологическое обеспечение экскурсионной деятельности музея взяла на себя кафедра русской литературы Воронежского госуниверситета в лице доцента Т.Н. Куркиной. На базе постоянной выставки предметного и книжного фонда музея разработана экскурсионная лекция, состоящая из трех взаимосвязанных сюжетов. Первый строится на истории Воскресенского храма, который является одним из старейших в городе. Сам город Воронеж возник в конце 16 века как сторожевая крепость для охраны южных рубежей крепнущего вокруг Москвы русского государства. В число первых семи церквей города входит и наш храм. В рассказе об истории Воскресенского храма акцент делается на ключевых событиях «церковной летописи». Это существование первой деревянной церкви во имя святых Косьмы и Дамиана, которая сгорела в городском пожаре 1748 г. Это начало строительство каменной церкви, завершенное в 1768 году. Переименование Церкви, окончательная дата которого ещё не совсем ясна, её предстоит уточнить. Это благотворительная деятельность прихожан и сооружение на средства купца Нечаева в 1900 г. богадельни для бедных. Это закрытие в 1930-е г. храма и передача здания под склад предприятиям легкой промышленности. Это разрушения архитектурного ансамбля храма в годы Великой Отечественной войны. Это передача храма верующим, акт о которой был подписан 13 декабря 1993 г. В двадцатую годовщину этого события и был открыт наш музей.
Второй сюжет экскурсии посвящён жизни и общественной деятельности последнего предреволюционного настоятеля Воскресенского храма священника Митрофана Михайловича Девицкого, с которым приход встретил большевицкие гонения. Он наш земляк, родился в 1877 г. в селе Давыдовка Коротоякского уезда в семье диакона. По окончании Воронежской Духовной семинарии поступил в Киевскую Духовную академию, которую окончил в 1903 г. со степенью кандидата богословия. В Воронеж он вернулся в 1906 г. уже священнослужителем с женой и детьми. В ноябре 1909 г. был назначен настоятелем Воскресенской церкви. Во время Гражданской войны о. Митрофан переехал с семьей в село Старая Меловатка Богучарского уезда, где служил в сельском храме. Буквально через два-три месяца в феврале 1920 года священник Митрофан Девицкий был расстрелян красноармейцами возле своего дома на глазах беременной жены и семерых детей. Это был незаурядный священник Воронежской епархии, яркая высокообразованная личность, он занимался активной проповеднической и благотворительной деятельностью, возможно, и поэтому была такой скорой расправа над ним. Священник Митрофан Девицкий прославлен Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 году. В нашей епархии он почитается в числе небесных покровителей Воронежской Православной Духовной Семинарии, в соборной иконе его лик в левом углу сверху.
Третий сюжет экскурсионной программы музея построен на знакомстве посетителей с книжными экспонатами, прежде всего, с наиболее примечательными с точки зрения древности, наличия дарственных записей и экслибрисов. Например, «Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни» изданное в Москве в Синодальной типография в 1776 г. Эта книга почти ровесница каменному зданию нашей церкви, на ней имеется надпись: [В 1861 году выписана из Москвы за 3 р. 85 к.]. Другая книга «Старообрядческий служебник», изданный тоже в Москве в типографии Свято-Троицко-Введенской Церкви единоверцев в 1855 г. Здесь обнаружена запись следующего содержания: [ Составляю на память церковный сей служебник передать после моей смерти на хутор Аврамов в церковь Австрийскаго согласия станицы Арчадинской] Феофилакт Аврамич Барышников. А вот книга «Последование молебного пения», изданная в Киеве в 1829 г. типографией Киево-Печерской Лавра имеет экслибрис: [протоиерей Александр Глаголев], т.е. она принадлежала известному богослову начала 20 века, профессору Киевской духовной академии, знавшему 18 языков (древних и новых), входившему в состав Комиссии по научному изучению славянской Библии, участвовавшему в издании Православной Богословской энциклопедии, одному из авторов комментарий к «Толковой Библии», выходившей под редакцией А.П. Лопухина. О. Александр служил в киевском храме св. Николая Чудотворца на Подоле (как его величали в народе Николы Доброго). Он интересен для нас ещё и тем, что был дружен с семьей писателя Михаила Булгакова, в 1913 году венчал его с первой женой Татьяной Николаевной Лаппа. К тому же он стал прототипом о. Александра в романе «Белая гвардия». Это единственный персонаж романа, выведенный под собственным именем, причём именно как священник храма Николы Доброго. Погиб в сталинских застенках в 1937 году. И таких значительных историй, которые раскрываются через тот или другой музейный экспонат у нас немало.
В своей просветительской деятельности лекторы музея стремятся ориентироваться на принципы русской православной культуры, которая проповедовала целостный подход к познанию человека и мира. И.В. Киреевский писал, что «главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все отдельные силы души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, и воля, и чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое, справедливое и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живое единство, и таким образом восстанавливается существенная личность в её первозданной неделимости» (Киреевский 1999). В результате объединения усилий церковнослужителей, научных работников и преподавателей вуза, а также школьных учителей в рамках музейного дела Воскресенского храма удалось преодолеть пагубные тенденции противопоставления религии и науки, характерные для нашего недавнего прошлого. Современная культурная парадигма, предполагающая тесное взаимодействие религии, науки и искусства, является той платформой, на которой основана работа кабинета-музея им. М.М. Девицкого.
Доцентом университета Куркиной Т.Н. и учителем воскресной школы Шунулиной Ю.В. регулярно проводятся экскурсии по музейной экспозиции для прихожан, школьников, студентов и учащихся духовных учебных заведений. На базе музея клирик Воронежской и Лискинской епархии, сотрудник историко-архивной комиссии П.А. Овчинников проводит цикл «воскресных бесед» (с регулярностью – две встречи в месяц) по истории Воронежской епархии. Например: на такие темы «Почитаемые иконы Воронежской епархии: в прошлом и настоящем (прославление Костомаровской иконы Богородицы)», «Воронежское духовенство в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.)» и др.
Музей принял участие в международной научной конференции «Книга в современном мире», организованной кафедрой издательского дела Воронежского госуниверситета, которая проходила в феврале этого года. Участники конференции проявили интерес к книжной коллекции музея и дали ряд рекомендаций по её упорядочиванию и хранению. В дни празднования славянской письменности была устроена выездная выставка редких книг из фонда музея в городской библиотеке № 4 для школьников старших классов, на которой организаторы мероприятия пытались подчеркнуть, определяющую роль Православия в просвещении Древней Руси. 26 октября открылась временная экспозиция, посвященная Дню памяти жертв политических репрессий, основу которой составили предметы из коллекции воронежского краеведа В. Глебова. Главной целью экспозиции было активизировать сознание прихожан в поисках причин большевицкого террора и тех усилий, которые необходимо предпринять сегодня, чтобы подобная трагедия никогда не повторилось в истории русского народа. Музей немало сделал и делает для сплочения мирян храма, для обсуждения ими насущных духовных, культурных и политических проблем и для простого знакомства прихожан друг с другом.
На сегодняшний день ещё не завершено научное описание всех экспонатов музея, ряд книг и икон не имеют датировок, не установлено и место их изготовления. Сотрудники музея планируют расширять свою просветительскую деятельность, осваивать новые формы работы и всемерно способствовать тому, чтобы кабинет-музей им М.М. Девицкого был не только хранилищем церковных реликвий, но и одним из очагов церковно-духовной и историко-культурной жизни нашего города.
к.ф.н., преп. В.Ю. Коровин, к.ф.н., доц. Т.Н. Куркина, Л.Л. Семенова, г. Воронеж