рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

24 декабря 2014 г.

Церковно-археологический музей Московского Зачатьевского Алексеевского монастыря: история создания и современное состояние

Беляев Л.А., Глазунова О.Н., Елкина И.И.
Московский Зачатьевский женский ставропигиальный монастырь
Институт археологии РАН


Церковно-археологический музей Московского Зачатьевского Алексеевского монастыря: история создания и современное состояние

Тезисы доклада

В задачи презентации входит:

1. демонстрация возможностей сотрудничества между светскими структурами и Русской Православной с целью исследования древностей и создания археологических музеев. Пример такого взаимодействия – работы в Московском Зачатьевском Алексеевском ставропигиальном женском монастыре, начатые более 10 лет назад и успешно развивающиеся;

2. постановка вопросов: о статусе и возможных способах развития участка, где после археологических раскопок сохраняются архитектурные остатки, представляющие ценность как объект исторического наследия России и Православной Церкви; о возможности и путях закрепления за церковными музеями прав на хранение и экспонирование археологических материалов из состав государственного фонда;

3. особая тема: формирование путей легальной передачи находок, сделанных в ходе археологических работ на церковных участках, проводящей раскопки организацией – в церковные музеи.

Как соединить археологические исследования с восстановлением церковного ансамбля, использование археологического наследия в интересах всего общества, за которое отвечает археология (как наука), архитектура и музейное дело – с потребностями Церкви? Возможно ли такое соединение вообще?

Примеры успешного решения этих вопросов есть. Среди них – проведение раскопок и постройка собора  при сохранении в его составе остатков всех предшествующих построек, а также формирование на этой основе музейного и  паломнического комплекса в Зачатьевском монастыре.

Монастырь расположен в сердце Москвы, на Остоженке, где он считался поставленным царем Феодором Иоанновичем в 1585 г. В конце XVIII – начале XIX века в нём отстроили новый собор в «готическом» стиле (школа М.Ф. Казакова). В 1930-х гг. монастырь закрыли, собор снесли, поставили на его месте школу. Кроме того, в стенах монастыря были жилые коммунальные квартиры, всевозможные производства и государственные организации. От древностей монастыря, казалось, не осталось ничего.

В 2002 году, когда община под руководством настоятельницы, игуменьи Юлиании (Каледы) вернулась в стены обители, встал вопрос о восстановлении. В прежних формах это было нежелательно: в XVIII-XIX веках Зачатьевский монастырь был небогат, и копия его собора не могла вместить прихожан и клир возрожденной обители в дни праздничных богослужений, а наивные готические формы рубежа XVIII-XIX веков не кажутся верующим достойными и желанными. Назревал конфликт.

К счастью, первым шагом к возведению собора стала расчистка его руин. Эту работу выполнила группе Института археологии РАН, которая вела работы параллельно восстановлению. Археология углубила историю обители на два-три столетия, надежно доказав, что это древнейший девичий монастырь Москвы, о чем историки Церкви писали ещё в XIX в., полагая, что в XIV-XV вв. Зачатьевскому монастырю предшествовал более древний, Алексеевский. Такой монастырь до 1830-х гг. помещался  в Белом городе, в районе храма Христа Спасителя, куда был перенесен после одного из больших московских пожаров XVI-XVII вв. Но на старом месте уже в конце XVI века начали почитать могилы двух сестер Святителя Алексия, Московского Чудотворца, Иулиании и Евпраксии (ныне прославлены как святые), для которых и был основан монастырь.

Работы не оставили сомнений, что на месте монастыря жизнь началась во второй половине XIV в. Был собран значительный материал (раннемосковская глиняная посуда; серии монет, в т.ч. князя Дмитрия Донского; плитки от пола деревянной церкви XIV-XV вв.; погребальные сосуды-елейницы и др.). В надписях древних надгробий названы монахини, скончавшиеся в 1530-х-1560-х гг.; первые надписи принадлежат 1500-1530-м гг., а плиты без надписей – XIV- XV вв. Подтвердилось и посвящение монастырского престола: одна из плит середины XVI в. сообщала о смерти «попа Алексеевского». Синодики обоих монастырей пополнили десятки имен прихожан, прихожанок, монахинь и даже игуменьи возобновленного Зачатьевского монастыря, Мариамны (Марии) Елизаровой (+ 1596 г.) – до раскопок никто из них известен не был.

Впервые в русской монастырской археологии открыты ряды деревянных келий с обшитыми деревом погребками-подпольями XIV-XVI векам. Их последняя линия погибла в огне, рухнувшие кровли и стены надолго запечатали погреба, под обгорелыми жердями и бревнами сохранилось то, что было в погребах в момент пожара: огромные (до 25 литров) тонкостенные кувшины из белой глины; малые кувшины из красной, украшенные полосами лощения; «кубышки» (керамические бутыли). Их набор в каждом подполе одинаков: 4-6 больших кувшинов, 3-4 малых, 1-2 кубышки, 1-2 горшка и маленькие кувшинчики, расписанные белой глиной. Они составили великолепную коллекцию керамики XV-XVI вв.

Удалось убедить власти и жителей города, что усилия и средства на восстановление собора в формах XVIII-XIX вв. лучше обратить на сохранение открытых раскопками остатков храма-мученика и его предшественников, а также создание «музейной крипты» в специально устроенном нижнем музейно-реликварном ярусе.

Инициатива исследований исходила не только от Академии наук, но и от властей монастыря, прежде всего его настоятельницы, игуменьи Юлиании. Все работы вызывали ее теплое внимание, усиливавшееся при открытии реликвий. Итоги работ нашли одобрение высших иерархов: Его Святейшество Патриарх Алексий II неоднократно осматривал выставки археологических находок в монастыре. Почти готовый музей посещал Его Святейшество Патриарх Кирилл.

Музей начали «строить» параллельно раскопкам, которые служили визуальной основой для иконных прообразов, своеобразных «монастырских постеров». Чтобы сохранить раскрытые фундаменты, над ними в 2003-2005 гг. поставили временные деревянные навесы. Принятие противоаварийных мер шло параллельно с работой над проектом музеефикации архитектурно-археологических остатков и создания перекрытия бетонной армированной плитой, на которой был установлен новый собор. По ходу открытия, и сразу вслед за этим шли работы по подводке оснований под фрагменты оснований XVI-XIX вв.

Было принято решение сохранить все «руины» на их уровнях и местах, тем самым сохранив информацию об их взаимном изначальном размещении в пространстве. Каждый фрагмент вывешивали, выбирали подстилавший их песок и заливали бетон подиума и пол на разных глубинах. Постепенно образовались не только пол и подиумы, но и часть стен подклета.

В будущем музее возникла огромная архитектурная экспозиция из подиумов, несших на себе то участок кипичной кладки, то подошву каменного фундамента, то несколько ступеней древней лестницы. В это пространство была встроена единственная заглубленная в землю церковь, Казанской Божьей матери. Периферию образовали сводчатые галереи и небольшие залы для экспонирования находок (на стенах и в витринах), а также технические помещения. С верхним ярусом, храмом и окружающей его приподнятой площадкой, музейную зону соединили лестницы, выводящие в наос, в подсобные помещения и на дневной уровень к югу от собора.

Над цокольным этажом музея была залита отсекающая плита, поверх которой начались работы по строительству нового собора. Таким образом, создание музея существенно повлияло на архитектурное решение в части вертикальной планировки и пропорций возводимого здания.

Дизайн внутреннего пространства музейного цоколя разрабатывался в зависимости от расположения неподвижных экспонатов – фундаментных и стенных кладок (часть их вошла в состав современных стен Казанской церкви 1880-х гг., но их изнанку можно видеть в тех случаях, когда она попадает в соседнее пространство). Средоточие музейно-паломнических функций огромного подклета – обширный и хорошо подсвеченный центральный «зал с руинами». Главные экспонаты – тщательно очищенные, укрепленные и сохраненные фундаменты соборов XVI-XIX вв. Планируется разместить на подходящих для этого участках часть предметной экспозиции (архитектурные детали, крупные сосуды), а стены использовать для музейных постеров, росписей и установки стеклянных витрин.

В особом помещении подготовлена экспериментальная инсталляция музейного характера с использованием подлинных предметов – реконструкция в натуральную величину погребка и части средневековой кельи. Часть помещений музейной крипты (прежде всего приалтарные и заалтарные) будут приспособлены для внутренних потребностей монастыря (в том числе под оссуарий). Музейная крипта работает, так сказать, в режиме репетиций. Но руины древних соборов давно и глубоко почитаемы насельницами и прихожанами монастыря. У паломников они вызывают неподдельное восхищение, неизменно привлекая их внимание – все паломнические группы, как только крипта была перекрыта, настоятельно требуют ее осмотра.

comments powered by HyperComments