рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

04 марта 2015 г.

Эскизы М.В. Нестерова для Абастумани (Грузия)

В фондах Церковно-археологического Кабинета Московской Духовной Академии хранятся уникальные эскизы Михаила Васильевича Нестерова, подготовленные мастером для росписи храма святого благоверного князя Александра Невского в Грузинском городке Абастумани. 

"Заказ росписей храма в Абастумани дал возможность Михаилу Васильевичу ознакомиться с древней грузинской живописью и мозаикой, впечатление от которой нашло отражение в иконографической схеме и в общем решении храмовой росписи. Во время путешествий Нестеров делал множество зарисовок и заметок, иногда он точно указывал, какой образ лег в основу его иконы. Однако нигде мы не увидим холодного копирования или прямой попытки подражать древним мастерам. Письма художника, в которых он сообщает о старых мастерах или древних памятниках, вдохновивших его на создание того или иного образа, представляют особый интерес. Без этих нестеровских «подсказок» не всегда возможно угадать первоисточник в работах Нестерова. По мнению исследователей, свою задачу Нестеров видел в том, чтобы переплавить средневековые иконографические схемы силой и искренностью своего религиозного настроения, наполнить современным религиозным чувством, оживить натурным впечатлением.

Роспись в храме св. Александра Невского в Абастумани сохранилась не полностью. В 2004 году были проведены реставрационные работы, живопись освобождена от копоти и грязи. В своем сегодняшнем виде памятник производит сильное эмоциональное впечатление и поражает красотой и нарядностью, «пасхальностью» интерьера.

Начало 1900-х годов - время напряженной работы Нестерова над церковными заказами. Кроме Абастумани, в эти годы были выполнены иконы и эскизы росписи для храма митрополита Петра Московского в Новой Чартории в Волынской губернии на Украине (1899-1902), иконы для храма св. Ипатия Гагрского в Гаграх (1903) и для часовни на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге (1900-1901, заказ графа Л.А. Бобринского), а также образа для семейной усыпальницы фон Мекков на Новодевичьем кладбище в Москве.

Росписи абастуманской церкви малодоступны широкому кругу любителей искусства и знакомы в основном по фотографиям и эскизам. Остальные памятники этого периода не сохранились и существуют только в их словесных описаниях.

Художника беспокоила судьба расписанных им храмов. В письме А.А. Турыгину в декабре 1923 года он писал: «... Абасту-манский храм обращен сейчас в музей, крест с него снят, как и со всех церквей Закавказья. Марфо-Мариинский храм и Чарторийский находятся под ведением Коллегии по охране памятников, таким образом, с этой стороны пока что обстоит дело благополучно»" (http://www.tg-m.ru/articles/1-2013-38/mikhail-nesterov-monumentalist-i-ikonopisets)

Таким образом, мы можем свидетельствовать, что работы, сохраняемые в Церковно-археологическом Кабинете имеют особую ценность в историческом и искусствоведческом плане. На прошедшей в конце 2014 года выставке эскизы М.В.Нестерова к росписи в Абастумани вызвали большой интерес у публики, став для многих настоящим открытием. Сейчас, благодаря спонсорской помощи ООО "Меркатор" в лице президента Станислава Юрьевича Николаева, эскизы М.В.Нестерова находятся на реставрации и вскоре предстанут в экспозиции в наилучшем виде.

comments powered by HyperComments