рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

02 мая 2014 г.

Гравюра ЕДИНЫЙ ЕДИНОЮ ЧЕРТОЮ из коллекции ЦАКа МПДА

Люди со всей страны приезжают в Троице-Сергиеву Лавру для поклонения святыням, к Преподобному Сергию Радонежскому, святые мощи которого почивают в Троицком Соборе. Они посещают храмы, молятся, но не все знают, что здесь же находится один из крупнейших христианских музеев России Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии. В музее есть множество интересных экспонатов, например сандалии Преподобного Сергия, старинная икона Божией Матери «Владимирская» XVI века, картина Михаила Нестерова «Портрет священника»(С.Н.Дурылин), скульптура Христа Спасителя, к которой люди приходили помолиться по совету Блаженной Матроны Московской, Евангелие XVII века, наперсный крест XII века и тысячи других предметов коллекции ЦАКа. Гости во время экскурсии узнают много нового, знакомятся с церковным творчеством, христианской культурой, получают ответы на религиозные вопросы, т.к. все экскурсоводы имеют высшее духовное образование. Одна работа привлекает больше внимания своей необычностью и неповторимостью, все кто ее видят говорят, что не встречали подобного нигде раньше, не удивительно ведь эта работа выполнена уникальнйо техникой, в мире существует лишь несколько аналогичных работ. Речь идет об удивительной гравюре неизвестного мастера «ЕДИНЫЙ ЕДИНОЮ ЧЕРТОЮ».

    Гравюра передает образ Спасителя в момент страданий, терновый венец на голове и капли крови на лице, черно-белое изображение

Уникальная по технике исполнения, а потому достойна внимания еще одна работа - гравюра с изображением Христа в терновом венце. Мастер выполнил одной спиралеобразной чертой лик Спасителя, сделав 166 оборотов циркулем, и путем соответствующего нажима оставлял более яркие или более тонкие линии. Автор стремился передать в своем произведении идею единства Божества, поэтому внизу сделана надпись: "Единый единою чертою".

Гравюра “ЕДИНЫЙ ЕДИНОЮ ЧЕРТОЮ”

XIX век.

 

Материал, техника: Офорт, Графитный карандаш, бумага, багетная рамка, стекло.

Размер:  Размер: 44,0 х 30,5.

Инвентарный номер: 6. Гр. 605.

Надписи: «ЕДИНЫЙ ЕДИНОЮ ЧЕРТОЮ».

 Сохранность: Удовлетворительная. Точечные загрязнения. Пожелтение бумаги.

Рама. Царапины, потёртости. Работа оформлена под стекло.

Оборот. Гравюра зафиксирована с оборота листом фанеры, у которой утрачен с левой стороны поверхностный слой. В правом нижнем углу подтёк белой краски. В правом нижнем углу написан инвентарный номер.

Краткое описание: Работа выполнена с гравюры известного французского художника, гравёра Клода Меллана (CLAUDE MELLAN, 1598 – 1688). Он прославился как портретист, 44 пастельных и других портретов его есть в  Эрмитаже.

В Государственном музее изобразительных искусств в Москве хранятся два экземпляра самой знаменитой гравюры Меллана «Плат Святой Вероники» с надписью – «FORMATUR UNICUS UNA» (с латинского: выполнена уникально, единственная), 1649 г, 42.7 х 31.5 см; на которой облик Иисуса Христа образован непрерывной спиралевидной линией.

На гравюре Меллана есть надпись – «NON ALTER» (неповторима), тем не менее один русский художник (к сожалению, неизвестный) сделал это.

В работе указан год создания, но из-за микроповреждения не точно видно или 1838 или 1858 или 1888 год, при этом указан цензор протоиерей Федор Голубинский, профессор Московской Духовной Академии. Известно что прот. Ф.Голубинский умер  в 1854 году, следовательно гравюра ЕДИНЫЙ ЕДИНОЮ ЧЕРТОЮ сделана в 1838 году.

Если сравнить Плат Вероники и Единый Единою Чертою, надо сказать что более качественно выполнена работа 17 века. Тоесть Клода Мелана, цвет и контрастность его работы равномерна, в то время как ЕЕЧ некоторые спиралевидные кольца выделяются, создавая неравномерный цвет, тоесть сами кольца более заметны в работе ЕЕЧ, но если говорить о технике гравировки, то в ЕЕЧ соблюдена абсолютная геометрическая точность линий? Где они идут строго параллельно друг и другу и в тоже время они если так можно выразится прямые? А в работе Клода Мелана линии не прямые, но имеют изгибы, в тех местах где автор не мог передать изображение толщиной линии. Можно предположить что ЕЕЧ автор хотел показать совершенство, именно правильную неразрывную линию, которую если распутать, получится прямой путь без плутания и шатания. Если подумать для чего автор сделал данную работу, из-за тщеславия? Маловероятно, наоборот, он не указал своего авторства, скорее всего его поразила сложность работы и замысел, и он хотел поделиться им в России, но тут есть одна незадача. Плат Вероники строго католическое искусство по канонам Римской Церкви (каталической иконографии), это ясно в первую очередь из живости лика, на православных иконах лик всегда не анатомически верно передает физиологию лица человека, а состояние, духовное лицо человека, во-вторых нимб, который говорит нам об иконографическом изображении, что это не религиозная живопись, а предмет почитания, молебный образ. Католический нимб с изображением сияния и креста Х-образного. Это вероятнее всего и наталкнуло автора на тяжелую и кропотливую работу, перенести этот образ на Православную Россию, в своей работе автор ЕЕЧ убрал крест из нимба, и назвал свою работу Единый Единою Чертою, нет ЕДИНЫЙ ЕДИНОЮ ЧЕРТОЮ.

Единый Единою Чертою FORMATUS UNICUS UNA

Клод Меллан сделал подись своей работы FORMATUS UNICUS UNA, с латинского фразу можно перевести как “Образуется единственный одной (линией)”

 

FORMATUS настоящее времья изъявительное наклонение пассив от глагола formare.

fōrmo, āvī, ātum, āre [forma] придавать форму или вид, формировать, образовывать; приводить в порядок; развивать, воспитывать, облагораживать; приучать; настраивать; устраивать, организовывать; делать, изготовлять, ваять; сочинять; строить, создавать; воображать, представлять

unicus ūnicus, a, um [ unus ]

1) единственный (filius C; spes L; remedium PM)

u. solus Lcr или unus atque unicus Ctl — один-единственный

unica semper avis O — Phoenix

2) единственный в своём роде, исключительный, необыкновенный (liberalitas C; gloria Ap)

3) чрезвычайный, небывалый, неслыханный (scelus VP)

Латинско-русский словарь. 2003.

una adv. Вместе

unus, a, um - Склонение числительного со значением «1» 

В дореволюционной (дореформеной) орфографии вместо окончания творительного падежа -ой было два окончания - основное (полное) -ою и его сокращённый вариант -ой. Можно заметить (но это не правило), что при написании двух и более подряд слов с окончанием -ою, последнее сокращают в -ой: «какою-нибудь глагольною формой». В современной орфографии напротив: -ой является обычным окончанием, а -ою - его вариант. Но сейчас повсеместно употребляется -ой, а -ою можно встретить разве что в стихах.

Единый единою чертою передает точный смысл богословия православной церкви, которая говорит о парадоксе, о противоречии для человеческого разума, что Иисус Христос был и Бог и человек, Богочеловек, значит человек и Бог одновременно (параллельно, simultaneously). Здесь рисунок выполнен одной линией (чертой) непрерывной и паралельной самой себе, если ее распрямить получится прямая линия, но здесь это и линия и образ Христа Спасителя, такой подход отсылает наше сознание к тайне  сочетания во христе Божественной и человеческой природы. Вторая Ипостась Святой Троицы – Сын Божий воплощается в Иисусе Христе не подавляя человечество во Христе, тоесть сохраняется две воли и две природы, природа человеческая подобная нам и природа Божеская, воля человеческая и воля Божия.

ЕДИНЫЙ ЕДИНОЮ ЧЕРТОЮ. Черта по толковому словарю Даля имеет значение особенной характеристики, например черты лица, черты характера, в этом также усматриваетяс сокрытый смысл, изображается Христос-Бог в котором нет перемены ни тени перемен, Бог сегодня и во векий той же. Единою чертою, значит неизменность его, отличительная характеристика, запечетлена его черта, главная черта его личности, главный смысл его служения – страдание, единственная черта, которой характеризует Господа Иисуса Христа автор, а первоначально это Клауд Мелан (Claude Mellan), это страдание, страдание и терновый венец, страдает Царь Царствующих и Господь Господствующих, страдает Бог сотворившый все (Ибо Словом Божиим все сотворено). У Господа нет нескольких черт, ибо он нелицеприятен, он одной чертой, одного облика. Он неизменно, неразлучно, нераздельно, неслиянно воплотился в человеческой истории, в истории мира, это и попытался изобразить автор, но изобразил несовершенно, что довершил неизвестный русский художник XIX века, неизменно – он показал это параллельностью линии, неразлучно, в том что если линию раздвинуть или сместить уже не будет изображения Ипостаси, нераздельно – показал непрерывностью линии, которая начинается в точке и продолжается спиралевидно, по кругу. Неслиянно – мы видим что линия не прикасается, но нарастает, продолжается и направляется. Для понимания этого соединения обратимся к Точному изложению Православной веры (An Exact Exposition of the Orthodox Faith) Преподобного Иоанна Дамаскина (Saint John of Damascus) (годы жизни около 675 до 753). В 8-й главе 3-й книги он пишет: “Итак, один есть Христос, совершенный Бог и совершенный человек. Ему поклоняемся со Отцем и Духом единым поклонением, вместе и с пречистою плотию Его. Не говорим, что плоть не достойна поклонения, ибо поклонение ей воздается в единой ипостаси Слова, которая и для плоти соделалась ипостасью. Не твари мы служим, ибо поклоняемся плоти Господа не как простой плоти, но как соединенной с Божеством, и потому, что два естества Его возводятся к одному Лицу и одной ипостаси Бога Слова. Боюсь прикоснуться к горящему углю, потому что с деревом соединен огонь. Поклоняюсь совместно обоим естествам во Христе, потому что с плотию Его соединено Божество. Не прилагаю четвертого лица к Троице, – да не будет! – но исповедую одно Лицо Бога Слова и плоти Его. Троица осталась Троицею и по воплощении Слова”

Клод Мален изобразил Вуаль Вероники, святая прославленная как в католической так и в ортодоксальной восточной церкви, память ее совершается 12 июля. Эта вуаль (лат. Voil) тоесть плат (сударь, sudarium) которую подала женщина Христу, когда Его вели на Голгофу. Хотя этот момент не записан в Евангелиях, он сохранился в Церковном Предании, это была та кровоточивая женщина которая исцелилась, когда прикаснулась к краю ризы Спасителя[1]. В месяцеслове РПЦ Святая Вероника не упоминается, но она прославлена Римской Церковью еще до разделения Церквей 1054 года, ее житие есть в синаксаре Православной Церкви.

СВЯТАЯ ВЕРОНИКА Память 12 / 25 июля

“Святая Вероника[2] была родом из Кесарии Филипповой (Панеады). Господь и Бог наш Иисус Христос исцелил ее от кровотечения, которым она страдала многие годы (ср.: Мф. 9: 20). В знак благодарности она заказала отлитую из бронзы статую, изображавшую Христа протягивающим руку к коленопреклоненной женщине.

На постаменте у ног Христа было написано: «Богу, Спасителю мира». У подножия росло растение, исцелявшее все болезни. Вероника поставила эту статую перед своим домом, чтобы все прохожие воздавали ей поклонение и таким образом оживляли в сердцах память о Богочеловеке[3]. Оставшиеся годы святая Вероника провела в святости и богоугодных делах и почила в мире, представ перед лицом Господа.”[4]


[1] Евангелие от Матфея, глава 9, стих 20.

[2] Согласно одному из латинских преданий, когда Господь нес Крест на Голгофу, святая Вероника подала Ему плат, чтобы отереть окровавленный лик. Черты Спасителя запечатлелись на ткани, которая впоследствии стала считаться одним из нерукотворных образов. Однако, согласно одному очень древнему апокрифу – «Актам Пилата», Вероника (Береника) была той самой кровоточивой женой, которая упоминается в Евангелии. У нее было изображение Христа, и она показала его императору Тиберию в Риме. После ее смерти драгоценное изображение было передано св. Клименту. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

[3] Евсевий Кесарийский. Церковная история. VII, 18 // SC. 41. 192. Возможно, это единственный случай почитания статуи в православной традиции. Эта статуя Христа была уничтожена по приказанию Юлиана Отступника, попытавшегося восстановить язычество (361). См.: Созомен. Церковная история. V. 21 // PG. 67. 1280.

[4] Иеромонах Макарий Симонопетрский. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви : В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011

comments powered by HyperComments