рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

17 июня 2016 г.

Персона

Маленькое открытие

Маленькое открытие. 

    Удивительным образом в биографической работе Сергея Николаевича Дурылина "Нестеров в жизни и творчестве" встретился вот такой отрывок:

"В начале апреля 1931 года я получил от Михаила Васильевича письмо. 
    Отвечая на мои слова о его прекрасном творческом прошлом и на мои надежды на молодость его творческого «сегодня», Михаил Васильевич писал: «Шлю вам и ваш эскиз, но временно пока что, его верните». Это был масляный эскиз новой картины. 
     Новая картина получила название «Дозор». Она не основана ни на каком древнем литературном источнике. В Житии» Сергия Радонежского нет сказания, соответствующего картине. Но она выражает не одно лично нестеровское, но и древненародное представление о Сергии Радонежском. Сергия Радонежского давно уже нет на земле, но он не перестает пламенеть любовью к родине, болеть ее скорбями и заботиться ее заботами. Своей молитвой и бодрым бдением он сторожит покой родной земли. Вот и теперь, на заре, он верхом объезжает дремучий лес с темноводным лесным озером. И с немым укором остановился старец всадник над юношей послушником, крепко спящим на траве подле алого туеса, в который собирал он ягоды.
       В ярком контрасте старческого бодрствования на службе родине и юного сна после собственной утехи заключается для Нестерова весь идейный и художественный смысл его живописного сказания. Творческая обработка картины велась художником в условии этого контраста: старец Сергий на коне, попирающем подножие тумана, невидимыми узами связан с этою чащей родных лесов, с этою ало-дымчатой зорькой, просвечивающей через суровый строй копий — лесных вершин: он для них свой, любимый, близкий, родной; а вот этот вольно раскинувшийся юноша в синем холщовом подряснике для них чужой: он, измяв траву с цветами, встанет, разбуженный утренним холодом, и пойдет себе досыпать свой сон в монастырскую келью. А старый всадник вновь тронется в свой дозор. 
     С каким новым творческим богатством разработан лес на картине! Это в самом деле стена: высокая, грозная, неодолимая, она, словно крепостная твердыня, прикрывает Русь от всех ее врагов — из азиатских степей и южных равнин." А ведь это о том самом эскизе, хранящемся в Церковно-археологическом Кабинете.

А попала эта работа к нам из "подарочного фонда" Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), передававшего в Церковно-археологический Кабинет Московской Духовной Академии многие подаренные ему вещи.


Эскиз и фрагменты.

 

Хранитель фондов ЦАК священник Артемий Головчанский

comments powered by HyperComments