рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

01 января 2014 г.

Мозаика

 

Преображение Господне. 1830-е годы. Санкт-Петербург.

Художник-мозаичист Е.Я. Веклер (?). Смальта, техника римской мозаики. 30,5х22,3 см.
Преображение Господне. 1830-е годы. Санкт-Петербург.Икона является мозаичной копией-миниатюрой с картины Рафаэля «Преображение» (1519—1520 гг.), хранящейся в Ватиканской пинакотеке в Риме.
Предположительно мозаика «Преображение» была исполнена мастером миниатюрной мозаичной живописи Егором Яковлевичем Веклером, уроженцем г. Риги, проживавшим в Санкт-Петербурге. В 1836—1838 гг. во время пребывания в Италии Е.Я. Веклер показал себя выдающимся художником-мозаичистом, в совершенстве овладевшим искусством мозаичной живописи. По возвращении в 1838 г. в Петербург Е.Я. Веклер за достигнутые им успехи и за исполненную им мозаичную миниатюру-копию с «Преображения» Рафаэля был избран в академики мозаики. Икона «Преображение», исполненная в редкой технике смальтовой микромозаики, относится к лучшим образцам мозаичного искусства в России.
С. Гнутова.

Святитель Николай Мирликийский. 1890-е годы.

Серафимо-Понетаевский монастырь. Латунь, смальта, техника римской мозаики. 25х19,1 см.
Мозаичная икона представляет один из редких сохранившихся образцов художественного творчества насельниц Серафимо-Понетаевского монастыря, образованного в 1860-е годы при с. Понетаевка близ Арзамаса группой сестер, покинувших Серафимо-Дивеевскую обитель. Некоторые из них, и в том числе игуменья Евпраксия (Занятова), будучи послушницами Дивеевской общины, в конце 1850-х годов обучались «греческой иконописи и мозаическому искусству» в Санкт-Петербурге при Академии художеств. Традиции трудоемкого и дорогостоящего искусства римской мозаики были перенесены ими в Понетаевскую обитель.
О стилистике произведений, вышедших из монастырской мастерской, можно судить по двум подписным произведениям: иконам святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры, поднесенным сестрами обители в 1896 г. царю-страстотерпцу Николаю II и его супруге после коронации, а также по иконе Божией Матери «Умиление» («Всех радостей Радость») конца XIX — начала XX в., вывезенной из обители после ее закрытия. Иконописное творчество сестер основано на принципах академической школы. Образно-стилистические и технические качества понетаевских мозаик не уступают работам столичных мозаичистов. По композиции, рисунку, колориту и мелким деталям изображения образ из ЦАК МДА в точности повторяет икону святителя Николая Чудотворца 1896 г. Сходство заметно и в приемах моделировки формы, разработке светотени на одеянии. Безусловно, обе мозаики исполнялись с одного оригинала. Небольшое отличие в изображении лика и в надписи свидетельствует о творческом подходе художниц к решению образа. Сравнение двух памятников, один из которых принадлежал царской семье и не был доступен для копирования, вполне определенно подтверждает атрибуцию мозаики ЦАК МДА как произведения понетаевской мастерской.
Я. Зеленина.

comments powered by HyperComments