Алексеева Лариса Сергеевна, заведующая Музеем истории Православия на земле Кузнецкой, Религиозная организация «Кемеровская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», аспирант, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: kne-museum@mail.ru, alekslora@rambler.ru
Оленич Людмила Владимировна, научный сотрудник Музея истории Православия на земле Кузнецкой, доцент кафедры «Теории и истории искусства» ФБГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», искусствовед, член Союза Художников России. e-mail: kne-museum@mail.ru, olenich_l@mail.ru
На протяжении многих веков Русская Православная Церковь создавала и хранила исторические и художественные ценности, большую часть которых составляли книги, церковная утварь, богослужебные предметы. Несомненна огромная роль церкви в сохранении и организации древлехранилищ и церковных музеев в дореволюционной России. Особенно активной стала деятельность церкви во второй половине XIX века, когда наряду с созданием светских археологических и исторических обществ во многих епархиях Московской Патриархии были организованы церковные археологические объединения, целью которых являлось выявление, изучение и сохранение памятников древности. После Октябрьской революции церковные музеи были ликвидированы, а их собрания влились в коллекции исторических, художественных, краеведческих музеев или были перепрофилированы в антирелигиозные учреждения. Первый церковный музей вновь был открыт в 1944 г. как Церковно-археологический кабинет в стенах Московской духовной академии.
В настоящее время заметно интенсифицируется возрождение музейного дела как важнейшего направления социокультурной деятельности Православной церкви. На территории Юга Западной Сибири также распространяется сеть церковных музеев, к числу которых относится и епархиальный музей истории Православия на земле Кузнецкой, образованный 3 ноября 2010 г. по инициативе епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха (Смирнова) [5]. Необходимость создания этого музея была вызвана тем, что на территории Кемеровской и Новокузнецкой епархии сохранилось определенное количество материалов, которые имеют бесспорное историко-культурное значение. И до создания музея, и в настоящее время те или иные предметы поступают на хранение, как правило, в качестве даров, как от священнослужителей, так и от прихожан храмов. И все они являются свидетельствами, памятниками разных периодов культурно-религиозной жизни в Кузбассе.
Начальным этапом комплектования музейных фондов Кемеровской епархии стал процесс классификации стихийно образовавшегося массива разных материалов: от архивных источников до произведений искусства. Все это надо было распределить по разделам, включающим архивные документы (отчеты благочиний, наградные письма, приказы, рапорты, периодику и т. п.), старопечатные книги и богослужебные издания Нового времени, предметы церковной и бытовой утвари, священнические облачения, видео- и аудиоматериалы. Значительную группу артефактов музейной коллекции составили произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства светских художников.
Исходя из характера этих материалов были намечены и обрели свое реальное наполнение основные направления деятельности Музея истории Православия. Первое из них - фондовая работа, которая включает в себя комплектование, учет, хранение и изучение музейных предметов и коллекций. В связи с отсутствием четких нормативно-правовых документов, регулирующих научно-фондовую работу епархиальных и церковных музеев, сотрудники Кемеровского епархиального музея опираются на Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей, утверждённую Министерством культуры СССР в 1985 г. и Инструкцию по учету и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах. Поступающие предметы проходят два этапа учета. На первом этапе проводится юридическая регистрация посредством составления актов приёма на постоянное хранение. На втором этапе научно-исследовательские сведения о памятниках регистрируются в Книге учета фондов.
В настоящее время фонды епархиального «Музея истории Православия на земле Кузнецкой» состоят из следующих разделов:
а) книги старопечатные, редкие издания XVIII – XX вв.;
б) рукописные и печатные документы, свидетельствующие об истории Русской Православной церкви;
в) фотографические материалы, имеющие документальное или мемориальное значение;
г) материалы по становлению и развитию Кемеровской Епархии (1993) и Кузбасской митрополии (2012 г.);
д) архив д.и.н., профессора Кимеева В. М.
а) Коллекция личных предметов архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония (Будько);
б) Коллекция личных предметов митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха (Смирнова), главы Кузбасской митрополии.
3. Художественный фонд
а) Коллекция светского искусства: живопись, скульптура, оригинальная и печатная графика, декоративно-прикладное искусство;
б) Коллекция церковного искусства: иконы, металлические оклады, медное литье [3].
Соотнесение этой фондовой классификации в «Музее истории Православия на земле Кузнецкой» с коллекциями других музеев позволяет говорить о довольно типичном наборе наименований в ее составе.
Второе направление музейной деятельности связано с процессом научного осмысления коллекций. Несмотря на пока еще скромное наполнение фондов, сотрудники не только классифицируют собранные артефакты, но и предпринимают шаги для их научного описания. Изучаемые материалы и памятники включатся в сферу историко-художественного и культурологического знания. Например, в марте 2013 года музеем была организован и проведен всероссийский научно-практический семинар под названием «Икона «Страшный суд» в контексте актуализации современных общественных представлений о конце света». Среди докладчиков были искусствоведы, реставраторы, музыковеды, филологи, работники музеев. Итогом семинара стало печатное издание – «Путеводитель по иконе «Страшный суд». Исследования сотрудников музея регулярно публикуются в научных сборниках, в т. ч. изданиях, рекомендованных ВАК [1; 2; 4, 7].
Активней всего в настоящее время развивается направление просветительской деятельности музея, связанной с выставочно-экспозиционной, образовательной и информационно-публицистической работой сотрудников.
На площадках Музея истории Православия на земле Кузнецкой, как правило, соседствуют произведения светского и церковного искусства, это делается с целью продемонстрировать художественно-культурную преемственность между ними, показать возможность взаимовлияний. В течение последних двух лет в пространстве Музея проводятся временные выставки, на которых представлены произведения светских художников Кемеровской области (А. Дрозда, Т. Абрамовой, И. Акимовой, И. Филичева, Н. Перковой, Г. Писаревской, А. Макеева, А. Зайцева и других). Это особенно привлекает тех художников, которые интересуются христианской тематикой, стремятся к ее творческому осмыслению. Например, известному кемеровскому живописцу Т. Абрамовой сотрудниками музея было предложено разработать тему «Жены-мироносицы», и художница очень плодотворно ее разрабатывает в течение последних лет, показывая свои работы и в пространстве епархиального музея, и на городских выставках. На наш взгляд, это еще один из способов включения епархиального музея в живую культуру.
Коллекции из тех или иных разделов фондов регулярно экспонируются на передвижных выставках с просветительскими и репрезентативными целями. В связи с недостатком музейных площадей предметы коллекций передаются на временные выставки вузов, библиотек, в музеи г. Кемерово и Кемеровской области. Таким образом, музейные коллекции становятся активным компонентом не только внутреннего существования Кузбасской митрополии, но и всей культурной жизни региона.
Все выставки сопровождаются экскурсиями и текстовым материалом, который публикуется в средствах массовой информации митрополии.
Музеем используются разные информационные средства для контакта с широкой публикой. Через епархиальный тележурнал «Кузбасский ковчег», его постоянные рубрики - «Православный календарь» и «Открывая двери храма» - зрители знакомятся с произведениями церковного искусства. Благодаря сотрудничеству с Автономной Некоммерческой Организацией «Глагол», читатели одноименной православной газеты «Глагол» узнают о воплощаемых в жизнь музейных проектах. Еще одним вектором просветительской деятельности музея является проведение мероприятий, направленных к сближению различных видов искусства на площадке музея. Ежегодно в стенах епархиального музея проводится встречи, объединяющие как церковную, так и светскую культурную общественность в концертах, вечерах поэзии.
Также Музей истории Православия на земле Кузнецкой активно сотрудничает с Архитектурно-иконописной комиссией, действующей при епархиальном Архитектурно-строительном отделе, делая экспертные отзывы на церковные проекты и убранство строящихся храмов. В некоторой степени это позволяет музею оказывать влияние на кузбасское храмоздательство с позиций вкуса и стилистического единства всех элементов оформления церквей. Кроме того, сотрудники музея проводят экспертно-консультативную поддержку архитектурно-художественных проектов и для посетителей музея.
Подводя итог, можно отметить, что современная ситуация ставит музеи перед необходимостью все активнее включаться в решение социально-культурных проблем своих регионов. Сотрудниками епархиального музея рассматриваются как равноправные все направления музейной деятельности, обращенные и к внутренней жизни церкви, и к широким структурам культурной реальности региона. Интегрируясь в общую работу епархии, связанною с решением миссионерских, образовательных, информационно-просветительских задач, музей расширяет круг своей деятельности, сплавляя дореволюционный опыт и новые формы коммуникации с населением.
Литература