рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

30 июня 2017 г.

Почему псковитянкам разрешалось в храм в мужских одеждах ходить

Женщине? В мужской одежде? Знатоки Писания обычно в таких случаях ссылаются на соответствующий запрет, произнесенный апостолом Павлом. 

На самом деле, запрет этот содержится еще в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1 Кор. 11:4–15). Но, конечно, каждая православная женщина считает себя обязанной соблюдать таковой запрет. 

Сразу уточню: женщинам древнего Пскова разрешалось заходить в храм не в мужских брюках, а в мужских одеждах. Понятия брюк в раннем средневековье вообще не существовало! А причина послабления для псковитянок была очевидна… 

Пскову определена была историей труднейшая задача – послужить для Руси заслоном на сложнейшем участке ее границ, ставшем особенно опасным после того, как в прибалтийские земли вторглись немецкие завоеватели. Псковичи стойко, упорно, героически защищали землю свою, русскую, еще не окрепшую и окруженную страшными врагами. Длилось это веками - начиная с древних времен Руси и заканчивая практически эпохой Петра. Более чем полтысячи лет псковичи со славой выполняли эту тяжелую и почетную задачу. Псков послужил всему русскому народу, всей Русской Земле, сдерживая свирепый напор врагов до тех пор, пока сплотившаяся и набравшая сил Русь не отбросила их. За это время город вынес не один десяток войн. Вернее же, в течение нескольких столетий он вел почти беспрерывную войну. К слову, двадцать шесть раз Псков был осаждаем врагами. 

Немецкие рыцари были вынуждены удивляться мужеству и воинственности псковичей, их быстроте и решительности. Псковичи не только отбивали все нападения сильнейшего врага и не давали ему покорить хотя бы клочок своей земли, но мстили! И сами не раз ходили к немцам с огнем и мечом. «Слышал про мужество ваше во всех странах», - говорил псковичам в 1266 году пришедший из Литвы князь Довмонт. 

Знаменитый полководец шестнадцатого века, польский король Стефан Баторий, после того, как он получил под Псковом жестокий отпор, писал о русских: 
«Они в защите своих городов не думают о жизни, хладнокровно становятся на места убитых или взорванных действием подкопа, заграждая проломы грудью, день и ночь сражаясь, едят один хлеб, умирают от голода, но не сдаются, чтобы не изменить своему государю… самые жены мужествуют с ними, или гася огонь, или с высоты мстят, опуская камни и бревна в неприятелей». 

Все жители Пскова, его пригородов и сел, способные биться с врагом, держать оружие, были воинами, не исключая даже духовенства. 

В книге Митрополита Киевского и Галицкого Евгения (в миру - Евфимия Алексеевича Болховитинова) «История княжества Псковского» читаем: 
«…С самого пришествия своего в сей край надлежало им бороться с дикими лифляндскими и эстляндскими чудями; с середины XII столетия – еще с литовцами, приблизившимися к их пределам и с XIII столетия основавшими уже столицу свою в Полоцке. В начале XIII столетия подселились к ним от устья Двины немецкие рыцари, а в Эстляндии – датчане; с XIV столетия сделались им неприязненными и братья их новгородцы, а с XVI века – и шведы, занявшие Эстляндию. 

Псковская летопись преисполнена известий о взаимных с соседями сими войнах, и редкий год проходил без нападений на псковичей с какой-нибудь стороны, а иногда и в одном году терпели они по несколько нашествий и опустошений. Но достойно замечания, что, хотя лифляндские и литовские летописи хвалятся неоднократным завоеванием Пскова, однако ж летопись Псковская с самого основания города сего признает одно только – в 1240 году взятие оного лифляндцами, и то изменой и предательством от своих же. 

Самую сильную осаду в 1581 году от польского короля Стефана Батория, продолжавшуюся неотступно более шести месяцев, а другую – в 1615 году от шведского короля Густава Адольфа в продолжение двух с половиной месяцев, псковичи без всякой сторонней помощи выдержали мужественно и не уступили города своего, тогда как вся почти область их и многие новгородские города были уже завоеваны. Такое усилие против врагов, конечно, было для них трудно. Войска их в древние времена состояли из поголовного почти вооружения всех, способных носить оружие». 

Известно достаточно подробное сказание о псковичах одного немца, Самуила Кихеля, в путешественных его записках с 1585 по 1589 год, напечатанных в немецком периодическом издании под названием «Архив для географии, истории и науки государственной и военной» (1820 год): 

«В обращении псковичи угрюмы и грубы; ни перед кем не снимают шапок; одежду носят опрятную, из хорошего сукна, покроем длинную, наподобие армянской, и между мужчинами и женщинами с малой разницей; обувь у мужчин и женщин подбивается железом. Все вообще трудолюбивы, довольствуются малым, едят и пьют просто, без приправ; переносят алчбу и жажду более, нежели какой другой народ может. Против неприятелей мужественны, но сопротивляются более в городах и крепостях, нежели в чистом поле, и потому, хотя польский король Стефан шестьюдесятью тысячами войска осаждал их город, но безуспешно». 

В одной из синодальных летописей историограф Н. М. Карамзин нашел общую для псковского духовенства и гражданства уставную грамоту (или, может быть, лишь отрывок, либо прибавление к пространнейшей грамоте о судах). Грамота эта, вероятно, написана еще до подчинения Пскова московским великим князьям, ибо в ней не упоминается ни о них, ни о наместниках их, а только о князе, посаднике и судьях. В этом найденном отрывке узаконено: 

«Женщине с женщиной в тяжбе биться на поединке самой, а за себя бойца не нанимать ни которой». 

Конечно, ношение псковитянками мужского облачения было обусловлено суровой необходимостью. Вероятность гибели в бою была слишком велика, а для православного христианина нет ничего страшнее смерти без покаяния и Причастия. Посему духовенство и сделало послабление женщинам-воинам в запрете посещения храма в мужских одеждах на период боевых действий. 

В мирное время, когда враги непосредственно не угрожали городу, псковитянки разных сословий восхищали заезжих купцов своими нарядами. 

Историк-краевед М. И. Семевский в книге «Торопец, уездный город Псковской губернии» (С-Пб,1864) писал:
 «Носили они сарафаны из парчи или штофной, или атласной ткани, распашные, на золотых и серебряных нитях, подпоясанные золотым поясом или широкой лентой. Рукава белых рубашек из тончайшей материи вышиты, манжеты из кружев. Ворот и манжеты стягиваются золотыми или жемчужными запонами или широкими лентами. Головы покрывались венцами (в девичестве) или кокошниками (в замужестве). В ушах жемчужные четырехугольные с камушками серьги, на шее – бусы жемчужные в несколько рядов. Подобные костюмы стоили дорого (один кокошник – от 2 до 7 тысяч серебром) и передавались из поколения в поколение». 

А в заключение давайте все-таки вспомним о главном. «Притупите мечи о камни: Псков хранит Господь!..» - русский литератор Лев Александрович Мей, драма "Псковитянка"... 


(Источники: А. Ламартин. «Непоколебимый народ Псковский»;  Н.М. Карамзин. "История государства Российского";  С.В.Ямщиков. «Древний Псков: История. Искусство. Археология. Новые исследования»;  Митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов). «История княжества Псковского»;  Е. Бессонова. «Русский национальный костюм»).

Автор статьи и подбор фотографийОльга Шабельник статья написана для Солдатского храма во имя святого благоверного князя Дмитрия Донского, строительство которого ведется в Луховицком районе Московской области.

Фото на обложке: Такими псковитянок видели советские кеинематографисты. Кадр из фильма "Александр Невский" (1938).

Псков

"Древний Псков". Автор фото - Роман Дмитриев (http://lite.35photo.ru/photo_513967/).
Летописи говорят, что именно в этом месте, над проломом за башней, в 1581 году появился образ Матери Божией. На войско Стефана Батория, осаждавшее Псков, явление произвело деморализующее действие. Они устрашились и бежали от стен непокоренного города. Этот факт - явление Божией Матери во Пскове - был отражен и в неприятельских летописях того времени.

наряд Псковской губернии

Традиционный женский наряд Псковской губернии на старинной фотографии коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея.

"Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году".

Художник Карл Брюллов. "Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году".

comments powered by HyperComments