рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

21 декабря 2014 г.

Потенциал Высоко-Петровского монастыря для создания музея истории обители

Балашова Елена Григорьевна,
сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации,
сотрудник историко-архивной службы Высоко-Петровского монастыря
 

Музея Высоко-Петровского монастыря еще нет, но с самого начала возобновления монашеской жизни в обители, то есть с осени 2009 года, о его необходимости говорят наместники монастыря – от владыки Меркурия, ныне митрополита Ростовского и Новочеркасского, до игумена Петра (Еремеева), в руках которого сегодня игуменский жезл.

В 2015 году монастырю исполняется 700 лет, а в 2014 году свой 500-летний юбилей отметил собор святителя Петра Московского, древнейший каменный храм в обители. 9 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора после его реставрации. Нам есть, что показать и о чем рассказать. Монастырь находится в центре Москвы, он занимается серьезной просветительской деятельностью, к нам приезжает довольно много школьников, студентов, паломников не только из Москвы, но и из других городов.

В настоящий момент об истории монастыря мы рассказываем в ходе экскурсионно-паломнической программы, которая проходит на территории монастыря и в его храмах. Было бы значительно больше возможностей рассказать о важных исторических событиях, а также о людях – клириках и прихожанах обители, если бы у нас была возможность организовать выставки или музейную экспозицию.

Конечно, нельзя забывать, что монастырь – это, в первую очередь, живой духовный организм, главное делание которого – это молитва и забота о спасении души как братии, так и прихожан обители. И к храмам мы относимся, в первую очередь, как именно к сакральным зданиям, но храмы и соборы, особенно построенные несколько сотен лет назад, –  это и произведения искусства, и памятники истории. Что касается Высоко-Петровского монастыря, то его можно назвать «лабораторией» сразу нескольких архитектурных направлений. Петровский собор, например, был первым на Руси столпообразным храмом, ставшим образцом для строительства подобных в других местах, когда при царе Алексее Михайловиче появилась «мода» на европейский стиль (собор построен итальянским архитектором), на примерах Боголюбского и Сергиевского храмов можно проследить развитие архитектурного стиля нарышкинское, или московское барокко. Колокольня обители стала первой в истории отечественной архитектуры, включившей сразу три элемента – Святые врата, храм над ними и колокольня над храмом (построена в 1690 году). В музее можно было бы показать те храмы и монастыри, примером для которых в архитектурном смысле послужил Высоко-Петровский монастырь.

Уже сейчас мы видим, как фактически в рамках экскурсий для людей, которые приходят интересоваться искусствоведческими вопросами, начинается плодотворная миссионерская работа. Рассказ о храмах непременно включает в себя и рассказ о святынях и о святых, которых «видели» эти стены. О том служении, которое совершалось в монастыре во все годы его существования, а также о том, во что был превращен монастырь при оккупации Москвы Наполеоном в 1812 году и в годы гонений на Церковь в ХХ веке. Фотографии монастыря в середине ХХ века в рамках музейной экспозиции могли бы дать людям еще большее представление об отношении государства к Церкви в годы богоборчества.

Музей, посвященный истории обители, мог бы содержать интересные экспонаты. В 1980-х годах на территории монастыря проходили небольшие археологические исследования в ходе реставрационных работ, проводившихся под руководством архитектора-реставратора Бориса Прокофьевича Дедушенко и археолога Леонида Андреевича Беляева. В отчетах об этих работах есть фотографии артефактов разных веков.

Некогда на территории монастыря был некрополь – монастырь был родовой усыпальницей рода Нарышкиных, в Боголюбском соборе погребены дед и бабушка Петра I и еще порядка 20 представителей этого рода, также погребения были на территории обители, и сейчас сохранилось порядка 15 надгробий, которые привлекают внимание приходящих в обитель. В музее можно было бы показать портреты Петра I, по чьему указу в конце XVII века произошло основное каменное строительство монастыря, Нарышкиных, более наглядно рассказать об их участии в благоустроении монастыря, тем более что половина современной территории обители – это бывшая усадьба Нарышкиных, а знаменитые Нарышкинские палаты и сегодня имеют в своем основании часть боярских палат XVI века.

При археологических работах были обнаружены надгробия XV–XVIII веков. В советское время они были убраны со своих исторических мест, к тому же территория монастыря в 30-е годы была засыпана землей и мусором на 1,5–2 метра, поэтому сейчас практически невозможно установить их над погребениями, и фактически надгробия являются «музейными экспонатами».

Важной частью современного монастырского архива являются материалы, которые могут стать основой экспозиции по истории монастыря в ХХ веке. Это фотоматериалы, копии документов из различных архивов, как российских, так и зарубежных. Поскольку настоятель обители в 1922–1935 годах, архиепископ Сергиевский Варфоломей (Ремов), исполняя послушание Священноначалия, поддерживал контакты с инославными, и особенно тесные связи были с римо-католиками, некоторые важные документы, касающиеся личности этого человека, находятся в архивах Рима и Ватикана, где я также работала.

Поскольку церковные музеи отличаются от музеев в их привычном понимании в том числе и тем, что здесь могут быть не только и не столько исторические экспонаты, но и святыни, важной частью музея может и должна стать часть, посвященная новомученикам и исповедникам, а также непрославленным подвижникам, пострадавшим в годы гонений, – клирикам, тайным постриженикам и прихожанам Высоко-Петровской обители. Такие  святыни могут быть привезены, например, с известных с мест мученической кончины новомучеников, на многих из которых установлены кресты. Так, недавно я была в Кемеровской области, на местах, где были обнаружены массовые захоронения расстрелянных узников Сусловского отделения Сиблага, где 4 ноября 1937 года был расстрелян клирик монастыря преподобномученик Герман (Полянский). Также святыни могут быть привезены от крестов, установленных в память о пострадавших на примерных местах захоронений, как, например, близ города Алатырь. Там находится кладбище узников инвалидной колонии, в которой в 1938 году погиб преподобномученик Игнатий (Лебедев), старец Высоко-Петровского монастыря.

У духовных чад старцев обители сохранились письма, открытки, записи проповедей клириков монастыря, которые сегодня находятся в частных архивах. Самый большой такой архив сегодня хранится у историка Алексея Львовича Беглова.

Для экспозиций в музей могут быть принесены такие святыни, как, например, книга «Моя жизнь во Христе», подписанная и подаренная святым праведным Иоанном Кронштадтским дяде владыки Варфоломея (Ремова) протоиерею Константину Лебедеву. И сама эта книга, и некоторые другие документы, которые хранятся в семье потомков отца Константина, служат подтверждением того факта, что Батюшка был другом и духовником этой семьи, а это дает больше уверенности и в истинности бережно хранящегося в семье предания о том, что Батюшка благословил еще лежавшего в колыбели будущего владыку Варфоломея и назвал его будущим исповедником Церкви и великим молитвенником.

К сожалению, неизвестно местонахождения архива монастыря. Есть некоторые данные о том, что архив мог находиться у бывшего клирика обители архимандрита Алексия (Сергеева), ставшего после разгрома обители и расстрела владыки Варфоломея в начале 1935 года епископом, а позже – архиепископом, оставившего недобрую память о себе в Церкви.

Мы надеемся, что работа музея, взаимодействие между церковными музеями, информирование друг друга помогут и в том, чтобы находить все больше материалов и документов, касающихся истории монастыря, помогут в возвращении этой истории как братии обители, так и прихожанам, москвичам и всем паломникам, приезжающим в Высоко-Петровский монастырь.

 

comments powered by HyperComments