рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

21 сентября 2017 г.

Персона

Протопресвитер Иоанн Андреевич Янсон

ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН ЯНСОН
В ВОСПОМИНАНИЯХ ВНУЧКИ
(фотография 02.03.1907 г. из архива Церковно-археологического кабинета)

Одна из ярких страниц в истории Правосла­вия в Латвии, несомненно, принадлежит отцу Ио­анну Янсону, долголетнему священнику, настояте­лю Рижского кафедрального собора, — пишет Ирина Николаевна. — Янис Янсон родился 7 апре­ля 1878 года в Видземском селе Карздаба Мадонского уезда в семье латышского православного кре­стьянина.

После окончания Рижской Духовной семина­рии поступил в Петербургскую Духовную акаде­мию, которую окончил в 1905 году со степенью кандидата богословских наук. В том же году был посвящен в сан священника.
  
Еще будучи студентом, Иоанн Янсон организо­вал в Петербурге первый и единственный приход православных латышей. Для этой цели был предоставлен один из храмов Александро-Невской лавры.
  
У отца Иоанна была большая семья.
  
После окон­чания Духовной академии он женился на дочери черниговского мещанина — Ольге Михайловне Ананьевой.
  
Они воспита­ли четырех де­тей: трех сыно­вей и одну дочь. В 1909 году отец Иоанн пе­реехал в Ригу, где стал настоя­телем Вознесен­ского латышско­го православного храма, но в 1915 году, во время Первой мировой войны, эвакуиро­вался в Гатчину. Там до 1918 года преподавал За­кон Божий в женской гимназии латышских бежен­цев, а в Царском Селе исполнял обязанности священника 4-го Стрелкового полка.
  
До 1924 года отец Иоанн священствовал в Царскосельской Знаменской церкви, которую, будучи еще лицеистом, часто посещал Пушкин.
  
В петербургский период Господь сподобил отца Иоанна встретиться с великими светильниками зем­ли Русской: святым и праведным отцом Иоанном Кронштадтским и со святым Патриархом Тихоном.
  
В связи со слабым зрением отцу Иоанну предлагали сделать операцию глаз. Но отец Иоанн Кронштадтский провел рукой по глазам молодого священника и сказал:
"Господь дал тебе многое, благодари Его за всё, а глаза не трогай, гляди душой".
С необыкновенной молитвенной теплотой и сердечностью, с глубоким почтением всю свою жизнь отец Иоанн вспоминал святого Патриарха Тихона, его страдания за веру, за Православие.
  
В Царскосельском Знаменском храме была осо­бо почитаемая икона Божией Матери «Знамение». На ней красовался золотой крест с украшениями — чудом сохранившийся дар кого-то из высокопоставленных лиц. 14 апреля 1924 года за заслуги перед Православной Церковью в тяжелейшие годы раско­ла и воинствующего безбожия в России Патриарх Тихон наградил отца Иоанна этим крестом и, собственноручно сняв его с чудотворной иконы, надел на грудь отца Иоанна. (Позже, уже в 40-е годы, икона была привезена на некоторое время в Ригу и находилась в Христорождественском соборе.)
  
В 1924 году отец Иоанн возвратился в Ригу и начал служить в Кафедральном соборе. С этого времени целых 30 лет имя отца Иоанна Янсона бы­ло тесно связано не только с собором, но и вообще с историей Православия в Латвии. С 1926 по 1938 год отец Иоанн исполнял обязанности священника Русской гарнизонной православной церкви свв. апп.Петра и Павла. В этой церкви, кроме латышских, русских и немецких общин, была довольно сильная эстонская община. Некоторое время отец Иоанн был настоятелем этого прихода. Удиви­тельно серьезно и чутко относился он к своим обя­занностям. Для этой цели отец Иоанн изучил эс­тонский язык и организовал небольшой эстонский хор, который украшал своим пением богослуже­ния. В семейном архиве отца Иоанна хранится ис­ключительно теплая и искренняя благодарность православных эстонцев своему любимому пасты­рю со многими подписями.
  
В дореволюционные годы отец Иоанн принимал участие и в общественной жизни города. Интересен один факт из жизни отца Иоанна: 4 июля 1910 года он вместе с двумя гражданами Риги, П. Занне и А.Кнагисом, встречал хлебом-солью Российско­го Императора Николая II во время его прибытия в Рижский дворец.
  
Говоря об отце Иоанне, нельзя не упомянуть его обширную педагогическую деятельность. Он преподавал Закон Божий во многих школах: латышских, русских, немецких, а также во французском лицее. Десять лет, с 1926 по 1936 год, отец Иоанн был ректором Рижской Духовной семинарии. Поч­ти все латвийские священники и псаломщики бы­ли воспитанниками этой семинарии. С чувством глубокой благодарности бывшие семинаристы все­гда вспоминали своего отца ректора, который был им и учителем, и отцом.
  
Отец Иоанн был глубоко верующим христианином, защитником Православия в Латвии. Его це­нили, уважали не только православные, но и люте­ране, католики, англикане и даже атеисты.
  
Отец Иоанн в совершенстве владел несколькими языками и часто представлял Латвийскую Православную Церковь на Международных конференци­ях духовенства (в 1937 году — в Эдинбурге и Лондо­не, в 1939 году — в Женеве и др.). Он имел личные контакты с выдающимися представителями духовенства того времени.
  
Отец Иоанн отдал все свои силы и знания новоорганизованному православному отделению Латвийского университета, где до его закрытия читал лекции по литургике и гомилетике.
  
И в личной жизни, и в церковной отец Иоанн был кроток и благочестив. Служил он молитвен­но, проникновенно, не спеша.
  
Незабываемы ночные Пасхальные богослуже­ния в Кафедральном соборе, где отец Иоанн поддерживал добрую традицию чтения Евангелия на разных языках. Каждый священник читал на одном из языков, а отец Иоанн обычно читал на греческом, эстонском, немецком. Какая неописуемая духовная радость пронизывала всех молящихся, какое глубочайшее чувство единства Божественного присутствия для всех народов и истинное ощущение торжества из торжеств!
  
Молитва была необходимостью и содержанием всей жизни отца Иоанна. Он молился постоянно и за всех. Помнится, как отец Иоанн дома, в тихом уголке перед иконами, освещенными лампадой, молился, перебирая четки, которые всегда носил с собой. В семейном архиве сохранились некоторые тетради-дневники отца Иоанна, которые он вел всю жизнь, начиная с 1897 года, когда учился в Риж­ской Духовной семинарии, и вплоть до конца соро­ковых годов, когда потеря зрения уже не позволяла этим заниматься. Записи в дневнике велись на рус­ском, латышском, немецком языках. Каждая за­пись является откровенной беседой со Всевышним и кончается молитвенным обращением ко Господу. Часто конец его таков:
Помоги, Боже, всем людям, не оставь никого. Дай, чтобы все соединились в одну православную веру и едиными устами, единым сердцем славили и воспевали Пречистое и Велико-лепое Имя Твое — Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь, аминь, аминь.
Во время Второй мировой войны и в последующие годы записи становились отрывистыми, лаконичными, но все также заканчивались молитвой:
Господи, буди со всеми нами и не оставь никого из нас. Аминь.
Отец Иоанн всю жизнь был для многих и мно­гих любимым и почитаемым духовником. В Кафедральном соборе после субботней всенощной мно­гие молящиеся задерживались в храме, чтобы тихо, спокойно, без суеты покаяться, открыть свою душу в духовной беседе с почитаемым батюшкой. В эти дни отец Иоанн возвращался домой поздней ночью, ибо считал своим святым долгом уделить внимание каждому, вникнуть в его страдания.
  
В последние годы — во время тяжелой болез­ни — многие прихожане приходили со своими го­рестями и сомнениями домой к отцу Иоанну.
  
Благодаря природной музыкальности, отец Иоанн большое внимание уделял церковному пе­нию, любил знаменные распевы и общенародное пение. В Кафедральном соборе была традиция со­вершать ранние богослужения на латышском, славянском и немецком языках. Отец Иоанн попе­ременно с другими священниками любил совер­шать эти службы и руководил пением прихожан. Спустя годы многие вспоминали, как был прав отец Иоанн, указывая на великую пользу общенародного пения, ибо не всегда бывает возможно создать в храме благозвучный хор и содержать его.
  
С удивительной чуткостью, тактом отец Ио­анн, как опытный пастырь-учитель, наставлял новопосвященных священников, терпеливо анализировал с ними встречавшиеся ошибки, учил смело и напевно владеть голосом, руководил первыми шагами их проповедничества.
  
Отец Иоанн всю жизнь много читал, хорошо знал мировую литературу, музыку.
  
В годы репрессий отец Иоанн неоднократно подвергался изнурительным допросам и обыскам, каждый из которых приводил к полному истощению физических сил, а последующая ночь прохо­дила в слезах и молитвах за всех и за вся.
  
Отец Иоанн до боли в сердце любил природу, любил свою родину Видземе, любил море и Швейцарские горы, которые видел не раз.
  
Во время заката солнца на Рижском взморье отец Иоанн со слезами на слепнущих глазах возно­сил Господу благодарственную молитву за ту красоту, которую Господь сотворил для нас, не умеющих ценить и беречь ее.
 
Отец Иоанн был удивительно чутким и заботливым дедушкой. Незабываемы вечера детских лет, когда он простым и понятным языком рассказывал библейские истории, знакомил с историей Церкви, сам пел и учил петь молитвы и латышские народ­ные песни, которые прекрасно знал и любил

 

Ирина Николаевна вспоминала также:
«Мы, внуки, были очень привязаны к дедушке. Несмотря на свою занятость, он всегда находил время для нас. Как мы любили слушать библейские истории! В пересказе деда они звучали как прекрасные сказки... Дедушка не навязывал нам религиозность, просто как-то само собой с детства росла потребность веры... Незабываемой для меня осталась атмосфера богослужения в Кафедральном соборе. Когда собор закрыли, я часто видела службы во сне. И хотя смерть дедушки ((+1954) похоронен на Вознесенском клад­бище в Риге.) была для всех нас огромной поте­рей, я рада, что он не узнал при жизни об этом свя­тотатстве» (В 1961 (?) году собор закрыли, кресты поснимали, а в здании храма разместили планетарий. В 1991 (?) году собор, слава Богу, вновь от­крыли для богослужений. Начало этому положил один предприни­матель-немец. Он за свой счет изготовил кресты и установил на купо­лах собора. Вскоре после этого храм был передан верующим.).

comments powered by HyperComments