рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

15 февраля 2015 г.

Персона

Самостояние отца Сергия Дурылина

В ЦАКе есть работа М.В. Нестерова "Тяжёлая дума" 

фото - http://acmus.ru/collection/canvas/index.php?page=8&id=297

Москва, 29 января, Благовест-инфо.Презентация трехтомного собрания сочинений Сергея Николаевича Дурылина (М.: Журнал «Москва», 2014)  и его жизнеописания в серии ЖЗЛ (Торопова В. Н. Сергей Дурылин. Самостояние. – М.: Молодая гвардия, 2014) состоялась 28 января в Москве, в Овальном зале Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино (ВГБИЛ).

Сергей Николаевич Дурылин (1886-1954) – уникальная фигура в истории отечественной культуры. Православный священник, религиозный мыслитель, культуролог, писатель, филолог, историк, искусствовед, он оказался едва ли не последним в Советской России  представителем великой культуры Серебряного века, не оцененным по достоинству и по сей день, отмечается в пресс-релизе мероприятия. Контакты со Львом Толстым, Андреем Белым, о. Сергием Булгаковым, о. Павлом Флоренским, Леонидом и Борисом Пастернаками, Робертом Фальком, о. Алексием Мечёвым, священномучеником Димитрием Добросердовым, поэтом и философом о. Сергием Соловьевым, Максимилианом Волошиным, великими плеядами актеров Малого и Художественного театров, Михаилом Нестеровым и многими другими в значительной  мере обусловили весь характер жизни и творчества Дурылина, его подвижнический труд по передаче будущим поколениям эстафет старой русской духовности и культуры.

Дурылин был незаслуженно забыт – и не только из-за арестов и ссылок, но и потому, что его способ мышления, его энциклопедизм «не очень встраивается в наше фрагментированное сознание, пораженное дисциплинарным кретинизмом», сказал, открывая презентацию, руководитель Центра религиозной литературы ВГБИЛ Евгений Рашковский. По его словам, «опыт веры и благоговения перед Божьим миром, перед культурой, перед человеком вообще – это то, что собирает наше сознание и чему мы можем поучиться у Дурылина». Е. Рашковский пояснил, что презентация проходит именно во ВГБИЛ неслучайно: целый ряд трудов Дурылина посвящен культуре Запада (св. Франциску Ассизскому, Гёте, Александру Дюма, Рихарду Вагнеру, Айре Олдриджу).

Автор жизнеописания С. Дурылина Виктория Торопова пояснила, что она, «в нарушение издательских традиций серии ЖЗЛ»,  настояла на подзаголовке – «Самостояние». Это понятие из пушкинского стихотворения, столь дорогого Дурылину, более всего применимо к нему самому, считает автор книги. «Самостояние как духовный путь личности, общение с Богом, независимость, устойчивость к социальным и межличностным потрясениям, свобода и неподверженность влияниям» -- все это свойства незаурядной личности С. Дурылина. В. Торопова отметила, что небольшая по объему книга в серии ЖЗЛ не могла вместить всех материалов о жизни Дурылина, и исследование его наследия необходимо продолжать.

На сегодняшний день увидело свет в разных изданиях лишь 40%  написанного С. Дурылиным, сообщил издатель трехтомного собрания его сочинений Александр Галкин. Он охарактеризовал издательский замысел: в первом томе Дурылин представлен как «летописец Москвы» (здесь можно прочитать автобиографическое сочинение «В родном углу» и очерки о Москве); второй том – это художественная проза (например, повести «Колокола» и «Сударь кот») и поэзия; третий том знакомит с литературоведческими и театроведческими работами Дурылина, написанными высокопрофессионально и художественно.

Сотрудник Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Мария Рашковская, которая работает с архивными материалами С. Дурылина, обратила внимание  на то, как он, приняв в 1920 г. священный сан, с горечью писал о Церкви в послереволюционные годы. «Ледяной дом христианства» возводится вместо «теплого жилого дома», образно констатирует Дурылин. Полемизируя с «батюшками», он утверждает, что атеизм наступает не потому, что «большевики пришли», а «оттого, что Бог остался только в «специальных местах» - храмах, часовнях, в духовных книгах, в проповедях батюшек. А прежде был всюду: в природе, искусстве, культуре, театре». Цитируя эти строки из книги В. Тороповой, М. Рашковская отметила, что наблюдения Дурылина не утратили своей остроты и сейчас.

Директор  Мемориального дома-музея С. Дурылина  Геннадий Лебедев подчеркнул, что, помимо многочисленных творческих дарований С.Дурылина, у него был еще и необыкновенный дар «соединять людей» и делать это с огромной любовью. Всю жизнь Дурылин стремился помочь другим; даже находясь в ссылке, он ухитрялся посылать деньги тем, кому было еще хуже. А главный хранитель музея «Мураново» Светлана Долгополова рассказала о том, как, благодаря Дурылину, соединились в дружбе и духовном родстве его семья, потомки Ф. Тютчева и художник Михаил Нестеров. «Это духовное и культурное единство давало им ту радость, которую они уносили с собой в ссылки и лагеря», -- сказала она о людях круга Дурылина. Трудно кратко охарактеризовать этого человека, но С. Долгополова нашла емкие слова – это свойственная Дурылину «способность помещать культуру в живую воду Духа».

Юлия Зайцева

Источник: Благовест-инфо

comments powered by HyperComments