рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

17 октября 2013 г.

В Москве проходит выставка «Дымковские праздники. Иконы церкви Димитрия Солунского в Великом Устюге»

В сентябре в Музее русской иконы в Москве состоялось открытие двух выставок, одна из которых «Дымковские праздники. Иконы церкви Димитрия Солунского в Великом Устюге», экспонируется на 2-м этаже. Выставка организована Музеем русской иконы совместно с Департаментом культуры Вологодской области и Великоустюжским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.

Музей русской иконы — первый в Москве и второй в России частный музей русской иконы. Создан по инициативе предпринимателя и мецената Михаила Абрамова. Открыт в мае 2006 года в Москве. Музей некоммерческий и предназначен для широкой публики. Собрание насчитывает более 4500 единиц храненияОно включает произведения важнейших художественных центров восточнохристианского искусства: от античных и позднеримских образцов, служивших основой византийской образности; раннехристианских и собственно византийских древностей VI–XIV вв., некоторые из которых не имеют аналогов даже в богатейших собраниях государственных музеев; греческих и поствизантийских памятников; произведений эфиопской культуры; – вплоть до русской иконописи, которая является основой коллекции и охватывает чрезвычайно обширный период – от XIV до начала XX века.

Единственным экспонатом выставки является комплекс 30-ти икон праздничного чина, который происходит из иконостаса каменной церкви Димитрия Солунского, возведенной в начале XVIII века в древней Дымковской слободе Великого Устюга – редкая возможность увидеть памятники вблизи.Все значительных размеров икон (62×49).

Как известно, в расположение икон в иконостасе их композиции ориентированы в православных храмах на определенные сложившиеся традиции. Так, на иконах праздничного чина (как правило, третий ряд иконостаса) изображались основные события евангельской истории (двунадесятых праздников).

Ансамбль этого иконостаса — уникальное явление русской художественной культуры, а по числу входящих в него образов и иконографическому составу сюжетов этот праздничный чин — один из самых подробных и обширных в древнерусском искусстве, рассказали представители музея.

Среди них – иконы с редко встречающимся сюжетом: Крещение народа Иоанном Крестителем, беседа Христа с самарянкой, Индикт Нового лета, «появление которых здесь можно связывать с влиянием на искусство Великого Устюга особенностей камерных иконостасов домовых церквей Строгановых», отмечает в своей статье «Дымковские "праздники" возвращаются» во 2-ом номере журнала «Русское искусство» заместитель директора по научной работе Ирина Шалина».

По словам работников музея, в 1984 году десять икон из этого собрания были похищены из иконостаса Димитровской церкви, филиала Великоустюжского музея-заповедника, переправлены за рубеж и до 2007 года находились в частной коллекции в Швейцарии.

На Западе, вероятно, сразу после кражи иконы подверглись так называемой "антикварной реставрации" – у икон был смыт оливково-голубоватый фон, восходящий к приемам мастеров Оружейной палаты, как и  применение лаковых притенений. В  доске сделали ковчег – углубление, в котором помещается живопись. По словам специалистов, это позволило придать иконе более древний вид, что автоматически повышала стоимость.

Затем памятники были обнаружены сотрудниками Музея русской иконы, выкуплены его основателем Михаилом Абрамовым и возвращены в Россию. В 2012 году все десять икон были безвозмездно переданы законному владельцу — Великоустюгскому музею-заповеднику.

Основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов, несмотря на то, что пришлось расстаться с экспонатами, доволен, ведь в его музее впервые проходит выставка из государственного собрания. Он также выразил готовность "эту правильную тенденцию" сотрудничества с государственными музеями "продолжать и дальше".

Экспонирование в Москве тридцати икон ансамбля – редкая возможность увидеть памятники вблизи. Но это не единственная цель благотворительной выставки. Передача Музеем русской иконы утраченных памятников государственному музею Великого Устюга – одно из проявлений его широкомасштабной деятельности по поиску и возвращению в Россию произведений древнерусского искусства, в разное время и разными путями оказавшихся за рубежом, в результате которой уже более 3000 памятников привезено из-за рубежа, в том числе около 400 отечественных икон XVI – начала XX столетий.

На церемонии открытия выставки состоялся акт передачи древних икон и двух створок иконостаса государственным музеем, а также действующим храмам и монастырям, в ней приняли участие и другие частные коллекционеры Москвы.

В рамках проводимого художественного проекта в этот же день на 4-м этаже в Музее русской иконы открылась выставка произведений одного из ведущих фотохудожников России, талантливого мастера и певца Русского Севера – Алексея Нитецкого «Запечатленная вечность. Архитектурные образы земли Вологодской». Этот проект подводит итог почти 20-летней работы выдающего фотохудожника и тонкого ценителя архитектурных красот и пейзажей Русского Севера – Алексея Викторовича Нитецкого. Среди представленных 80 произведений – виды самых знаменитых монастырей и городов Вологодской земли, запечатленные в разное время. С одной стороны они являются документально-исторической фиксацией памятников русской архитектуры, с другой, скорее относятся к живописным работам, позволяющим ценить композицию, любоваться богатством и переливами цветов и почти осязаемой световоздушной средой, наполняющей каждую фотографию. В результате продолжительных поездок по российской провинции, вызванных необходимостью фотографирования памятников древнерусского искусства, исполнения заказов музеев, институтов, издательств, А.В. Нитецкий накопил огромный фотоархив снимков, уникальных по замыслу и исполнению, что наделяет мастера особым статусом хранителя образов русской земли. Перед посетителями выставки предстанет настоящая фотографическая летопись Вологодского края 1990–2000-х годов. Красота эпических пейзажей, содержательно-символическая наполненность каждого снимка, представляющего собой запечатленную Вечность, мастерство исполнения не оставят равнодушным ни одного из зрителей.  

Выставки открыты для посетителей на безвозмездной основе до 12 ноября 2013 года.

Автор-составитель: Махонина Надежда, научный сотрудник ЦАКа.

Фото: Махониной Надежды

 

Список приложенных файлов:

Фасад музея русской иконы. Улица Гончарная - 3 стр. 1.

Пресса на Торжественной церемонии открытия выставки «Дымковские праздники. Иконы церкви Димитрия Солунского в Великом Устюге».

Выставка «Дымковские праздники. Иконы церкви Димитрия Солунского в Великом Устюге».

Неформальное общение участников выставки.

Художник И.И. Глазунов, директор Музея русской иконы Николай Задорожный; научный сотрудник ЦАКа Надежда Махонина.

Панорама выставки «Дымковские праздники. Иконы церкви Димитрия Солунского в Великом Устюге».

Выставка произведений фотохудожника Русского Севера – Алексея Нитецкого «Запечатленная вечность. Архитектурные образы земли Вологодской».

Торжественная церемония открытия выставки «Дымковские праздники. Иконы церкви Димитрия Солунского в Великом Устюге».

Награждение основателя и мецената музея русской иконы Михаил Абрамов.

Автор статьи «Дымковские "праздники" возвращаются» во 2-ом номере журнала «Русское искусство» Ирина Шалина.

Знакомство с произведениями эфиопской культуры в музее.

Передача Музеем русской иконы утраченных памятников государственному музею.

Передача Музеем русской иконы утраченных Царских врат государственному музею.

Царские врата, переданные ЧМРИ гос. музею.

Командировочный лист.

Представленные на выставке иконы:

Икона «Крещение народа» («Собор Иоанна Предтечи» (7 января)). Редко встречающийся сюжет.

Икона «Крещение Христа».

Икона «Начало нового индикта» (1 сентября), икона соотносящаяся с календарными праздниками года и редко встречающийся сюжет.

Икона «Покров Богородицы» (1 октября), икона соотносящаяся с календарными праздниками года.

Икона «Преображение Господне».

Икона «Преполовение».

«Распятие». Икона, относящаяся к страстному циклу евангельского повествования и передающая событие последней недели жизни Христа.

Икона «Рождество Богородицы».

Икона «Рождество Христово».

«Снятие со Креста». Икона, относящаяся к страстному циклу евангельского повествования и передает событие последней недели жизни Христа.

Икона «Собор архангела Михаила» (6 ноября), икона соотносящаяся с календарными праздниками года.

Икона «Собор Богоматери» (26 декабря), икона соотносящаяся с календарными праздниками года.

Икона «Сошествие Святого Духа».

Икона «Сретение».

«Тайная вечеря». Икона, относящаяся к страстному циклу евангельского повествования и передает событие последней недели жизни Христа.

Икона «Троица Ветхозаветная».

Икона «Уверение Фомы».

Икона «Успение Богородицы» (15 августа), икона соотносящаяся с календарными праздниками года.

Икона «Христос и самарянка (Неделя о самаряныне)». Редко встречающийся сюжет.

Икона Встреча Иоакима и Анны («Зачатие Богородицы»).

«Воскресение – Сошествие во ад». Икона, относящаяся к страстному циклу евангельского повествования и передает событие последней недели жизни Христа.

Икона «Жены-мироносицы у Гроба Господня».

Икона «Вознесение».

Икона «Воздвижение Креста» (14 сентября), икона соотносящаяся с календарными праздниками года.

Икона «Введение Марии во храм» («Введение во храм Пресвятой Богородицы»).

Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы».

Икона «Воскрешение Лазаря».

Икона «Вход Господень во Иерусалим», «Омовение ног».

comments powered by HyperComments