(1926 - 2003), митрополит Волоколамский и Юрьевский, викарий Московской епархии
В миру Нечаев Константин Владимирович, родился 8 января 1926 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области в семье священника Владимира Нечаева. Рос в глубоко церковной, дружной и многодетной семье: у него было четыре брата и шесть сестер, сам он был последним, одиннадцатым ребенком.
Вскоре после начала войны Константин Нечаев с матерью и незамужними сестрами был эвакуирован в Тамбов, где окончил 8-й и 9-й классы.
После окончания средней школы в 1943 года поступил в Московский институт инженеров транспорта.
С 1945 года исполнял послушание иподиакона патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Патриарх Алексий желал, чтобы его юный иподиакон сначала получил диплом инженера, а потом уже получал духовное образование. Целый год Константину удавалось совмещать параллельное обучение в светском институте и в духовной школе, но затем это стало трудноисполнимым.
В 1947 году по окончании Московской духовной семинарии поступил в Московский православный институт, преобразованный позже в Московскую духовную академию и Семинарию.
В 1951 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, оставлен профессорским стипендиатом по кафедрам патристики и разбора западных вероисповеданий.
С 1951 года преподавал историю и разбор западных вероисповеданий в Московской духовной академии.
15 февраля 1952 года рукоположен во диакона патриархом Алексием I.
В 1953 году получил звание доцента.
4 декабря 1954 года рукоположен во иерея. Проходил пастырское служение в крестовом патриаршем храме в Переделкино.
Вел в семинарии уроки по сравнительному богословию, литургике, общей церковной истории. В академии читал курс истории и разбора инославных исповеданий.
С октября 1956 года возглавил кафедру Священного Писания Нового Завета, профессором которой оставался вплоть до февраля 1992 года.
13 апреля 1959 года пострижен в монашество с именем Питирим в честь святителя Питирима Тамбовского, постриг совершен в Троице-Сергиевой лавре.
8 октября того же года возведён в сан архимандрита и назначен инспектором Московской духовной академии и семинарии. Это назначение удалось осуществить, преодолевая административные помехи, так как подопечный патриарха, был сыном репрессированного священнослужителя и его имя находилось в соответствующем списке.
2 января 1962 года назначен ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» с сохранением за ним обязанностей инспектора Московских духовных школ.
23 мая 1963 года хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии, назначен председателем Издательского отдела Московской Патриархии. Хиротонию совершал патриарх Московский и всея Руси Алексий I, архиепископы Ярославский и Ростовский Никодим, Можайский Леонид, Калужский и Боровский Леонид, Новгородский и Старорусский Сергий, епископы Дмитровский Киприан и Донат (Щеголев).
Был назначен председателем Издательского отдела Московского Патриархата. Он возглавлял его с 1963 по 1994 год, с сохранением обязанностей профессора Московских духовных школ, оставаясь также главным редактором «Журнала Московской Патриархии».
С 23 октября 1964 по 5 февраля 1965 год временно управлял Смоленской епархией.
7 октября того же года назначен членом редакционной коллегии журнала "Богословские труды".
C 10 мая по 28 ноября 1968 года временно управлял Тамбовской епархией.
9 сентября 1971 года возведён в сан архиепископа.
30 декабря 1986 года возведён в сан митрополита с сохранением занимаемых им ныне должностей и обязанностей; именовать Преосвященного Питирима митрополитом Волоколамским и Юрьевским с возношением имени его за богослужением в храмах Волоколамского благочиния Московской епархии, после имени Патриарха Московского и всея Руси.
С 1987 года - председатель редколлегии сборника "Богословские труды".
В 1989 году стал наместником Свято-Успенского Иосифо-Волоцкого мужского монастыря [1].
3 декабря 1994 года в связи с преобразованием Издательского отдела в Издательский совет освобожден от должности его председателя. 27 декабря того же года был также освобожден от должности главного редактора "Журнала Московской Патриархии" и председателя редакционной коллегии сборника "Богословские труды."
Скончался 4 ноября 2003 года в Москве на 78-м году жизни. 7 ноября в Богоявленском Кафедральном соборе была совершена заупокойная литургия по почившему митрополиту. Ее возглавил архиепископ Верейский Евгений, которому сослужили епископы Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва и Дмитровский Александр. После литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин отпевания. Похоронен на Даниловском кладбище Москвы, рядом с могилами родителей и родственников.
С 25 апреля по 5 мая 1967 года с делегацией паломников Русской Православной Церкви посетил Святую Землю.
24 июня 1968 года назначен членом делегации Русской Православной Церкви на IV Ассамблею ВСЦ.
20 марта 1969 года включен в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и назначен представителем от Московского Патриархата в Межправославную Богословскую комиссию по диалогу с Дохалкидонскими Церквами.
25 июня 1970 года включен в состав комиссии Священного Синода для подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви.
В том же году в Загорске с 10 по 14 октября от Русской Православной Церкви участвовал в консультации между представителеями конференции католических епископов США и Национального Совета Церквей Христа в США.
Член Комиссии по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси.
17 марта 1989 года избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры. Был членом комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии по вопросам депутатской этики.
13 сентября 1989 года назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам издательства и церковной печати.
Прот. Всеволод Чаплин:
"Его интересовали естественные науки, техника, политика, философия, искусство, да и вообще буквально все стороны жизни. Владыка играл на виолончели, был прекрасным редактором и самобытным фотохудожником, умел общаться с людьми самых разных кругов и статусов. Не случайно его богослужения в храме Воскресения словущего на Успенском Вражке привлекали ученый мир и творческую интеллигенцию. Не случайно и то, что в перестроечные годы он одним из первых церковных иерархов вышел на телевидение, смог установить контакты с министрами, академиками, другими известными в позднесоветском обществе людьми. Немало представителей духовенства критиковали его за «излишнюю» активность и вообще за «светскость». Однако беседы Владыки с тогдашним истеблишментом стали для многих его представителей буквально первым контактом с Церковью. Эти люди вдруг, неожиданно для себя, начинали понимать: Церковь – не сборище темных старушек. В ней есть умные и культурные люди, имеющие что сказать стране и миру."[2]
Церковные
Светские
[1] Александрова Т. Л., Суздальцева Т. В. Русь уходящая: Рассказы митрополита - http://www.danuvius.orthodoxy.ru/Pitirim.htm
[2] Преданный служитель Церкви. О Церковной и общественной деятельности митр. Питирима (Нечаева) https://fictionbook.ru/author/litagent_izdatelstvo_patriarhi...e=6