рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия
Главная   \   СПРАВОЧНИК   \   -Преподаватели Московской Духовной Академии   \   Ветелев Александр Андреевич, протоиерей, доктор богословия, профессор Московской духовной академии (1892 - 1976)

Ветелев Александр Андреевич, протоиерей, доктор богословия, профессор Московской духовной академии (1892 - 1976)

ВЕТЕЛЕВ

Александр Андреевич (1892-1976), протоиерей, профессор, доктор богословия.

Родился 24 ноября 1892 года в селе Черное Балахнинского уезда Нижегородской губернии в семье псаломщика Андрея Ветелева. В семье было девять детей. Отец руководил хором в церковноприходской школе и был чтецом в сельском храме. Позднее он был рукоположен в сан диакона.

С 1900 по 1903 год Александр обучался в церковноприходской школе.

В 1907 году окончил Нижегородское духовное училище, в 1913 году - Нижегородскую духовную семинарию, в 1917 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия(тема кандидатской диссертации: «Н. И. Новиков: жизнь и мировоззрение»).

Во время обучения в Казанской духовной академии активно участвовал в деятельности и организации философского кружка Академии. Посещал лекции по истории философии в Казанском университете.

В 1917 году призван в действующую армию. Год служил матросом на Черноморском флоте в городе Севастополе[1].

В 1920 году женился на Маргарите Евгеньевне Пчельниковой, духовником которой был протоиерей Роман Медведь[2]. Обвенчался с Маргаритой в храме Николая Мирликийского, на братском кладбище. Венчание совершил священник Николай Семеняко, впоследствии архиепископ Минский и Белорусский Феофан[2].

В 1920 году трудился в артели грузчиков при Севастопольских учреждениях Наркомвнешторга[2].

В 1921 году окончил Высший социально-юридический институт в Севастополе.

До 1923 работал школьным учителем в Севастополе.

С 1923 по 1924 год заведовал ФЗУ Чернореченского химического завода (теперь завод "Корунд") в поселке Распятино (впоследствии город Дзержинск) Нижегородской губернии, а с 1924по 1930 год - заведующий школой "городка для беспризорных детей" города Пушкино Московской области.

С 1924 по 1929 год обучался на вечернем отделении факультета русского языка и литературы Московского педагогического института.

С 1930 по 1935 год преподавал в средней школе в Москве. С 1935 по 1943 год - в средней школе города Щелкова Московской области.

С 1943 по 1944 год по трудовой мобилизации работал в Тимирязевской сельскохозяйственной академии.

С 1944 по 1945 год - преподаватель средней школы №87 города Москвы.

С 1 октября 1945 года - доцент Московского православного богословского института (с 1946 - Московская духовная академия). Читал лекции по гомилетике.

6 марта 1946 года рукоположен во диакона патриархом Московским и всея Руси Алексием I, 10 марта 1946 года рукоположен во священника к храму Успения Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыре[3].

В 1949 году Ученым советом Московской духовной академии присвоена степень магистр богословия за сочинение «Гомилетика (курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества)».

С 1949 года преподавал патрологию в Московской духовной академии, с 1951 года - пастырское богословие, с 1953 года - литургику. С 1950 года - профессор Московской духовной академии.

С 1957 по 1965 год не преподавал, занимался исключительно пастырской деятельностью. Служил в московских храмах: Успенском (в Новодевичьем монастыре), Пимена Великого в Новых Воротниках, Покровском на Лыщиковой горе, Знаменском у Рижского вокзала.

В 1965 году вернулся к педагогической деятельности. Читал в Московской духовной академии курсы гомилетики и нравственного богословия. 26 декабря 1967 году защитил докторскую диссертацию «Божественная литургия: Опыт изъяснения применительно к требованиям пастырской душепопечительности». В приложении к диссертации поместил около двухсот проповедей.

Скончался 28 июня 1976 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Воспоминания


Ветелева Ольга Александровна, дочь:


"Он всегда носил старенькие вещи, и когда я покупала ему новые, мне очень попадало; многое, что я ему купила, он так ни разу и не надел. Как-то отец пришел в Патриархию по церковным делам в своем обычном поношенном пальтеце. Проходя через двор, он неожиданно встретился с Патриархом, который тут же обратил внимание на папину одежду: “Что это Вы, отец Александр, так плохо одеты? Разве можно носить такое пальто? Священник всегда должен быть прилично одет!”. Отец сконфузился, пролепетал какие-то извинения и быстро ретировался."


Отзывы современников

Митр. Питирим (Нечаев):


«Его богословие было не словом, а делом, не званием, а существом, не формой, а самой жизнью. Он пламенел и на наших занятиях, и в тех беседах, которые вёл со студентами до глубокой ночи, не считаясь ни с силами, ни со временем. Когда бы кто ни пришёл к нему, он всегда принимал горячее, живое участие во всём том, что волнует студенческую душу. Его глубокая образованность, знание светских наук, любовь и проникновение в науку духовную, знание наследия отцов Церкви, человеческой души сделало его для нас подлинно учителем, учителем любящим, учителем примерным».

 

Скурат Константин Ефимович, профессор Московской духовной академии:

"Он оказывал на нас огромное духовное влияние. Читал он Патрологию и Гомилетику, но никогда не следовал конспекту. По аудитории он ходил, держа в руках мел. Периодически подходил к доске и с помощью изображения мелом чертежей наглядно раскрывал что-либо таинственное.

Содержание лекций отца Александра, всегда проходивших очень живо, память, к сожалению, не сохранила. Но твердо осталось в памяти иное, не менее ценное: «Памятование церковного дня» (так отец Александр называл, а, следовательно, и мы). Начали творить это «Памятование» и проводили его по инициативе и под руководством отца Александра. Состояло оно в следующем. В самом начале лекции один из студентов по желанию, не по «приказу» - (чаще всех был им Исупов Серафим) брал святое Евангелие, книгу «Апостол», житие дневного святого и Минею текущего месяца. Открывая священные книги, он излагал содержание дневного чтения святого Евангелия и Деяний Апостольских (или Посланий святых Апостолов), давал краткий комментарий и делал нравственный вывод. Затем представлялось житие древнего святого. Если в «Четьих-Минеях» имелось под одним числом несколько житий разных святых, то выбиралось более поучительное. Иногда сообщалось о всех святых, но тогда эти сообщения были предельно краткие. Завершалось «Памятование» чтением отдельных стихир и тропарей из Минеи. Подчас этим чтением сопровождалось житийное повествование. Все взятое вместе связывалось в единое целое, что вызывало у всех особый интерес.

Отец Александр в течение всего сообщения стоял рядом с докладчиком, дополнял сказанное, помогал делать комментарии, выводы и особенно представлять весь материал как соединенное Святой Церковью нерасторжимое наставление или единое молитвенное обращение к Небу.

Поначалу «Памятование церковного дня» воспринималось как дополнительная нагрузка, не вписывающаяся в учебную программу но постепенно оно вошло в летопись нашей жизни как светлые ее страницы. Почему? Да потому что оно, духовно настраивая и воспитывая, вводило нас в атмосферу молитвы, в литургическое богословие, понуждало постоянно жить в Церкви воинствующей - земной вместе с Церковью Торжествующей - Небесной. А ведь это и есть одно из главных призваний духовной школы!

Подобное «Памятование» отец Александр пытался ввести и на других курсах Духовной Академии. Но с уходом его в мир иной - мир Вечности - все прекратилось." [4]


Труды


Протоиерей А. Ветелев является автором академических курсов лекций по гомилетике и пастырскому богословию. Опубликовал несколько десятков статей и проповедей в церковных периодических изданиях. Как выпускник дореволюционной Казанской духовной академии профессор Ветелев стал одним из тех, кто олицетворял преемственность традиции отечественного духовного образования.


Машинописные сочинения

 

Печатные труды


 

Награды


 

Литература


 

Использованные материалы



[1]  Воспоминания дочери. http://www.pravmir.ru/otets-aleksandr-vetelev-glazami-docher...sym

[2]  Там же.

[3]  В воспоминаниях дочери рукоположение состоялось в Елоховском соборе. http://www.pravmir.ru/otets-aleksandr-vetelev-glazami-docher...sym

[4]  К.Е. Скурат, "С 1947 года и... раньше" // Журнал «Пастырь»: апрель 2008 г. - http://old.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=407