рус eng de fr it el
Церковно-археологический кабинет. Московская Православная Духовная академия

06 мая 2014 г.

Разнообразие меднолитых икон из собрания ЦАКа.

Медное литьё на Руси имеет древнее происхождение. Уже в домонгольский период это ремесло было весьма распространено. Оно переживает второе рождение на рубеже 17-го и 18-го столетий. Указ Петра I от 1722 года запретил объемные изображения, рельефные лики на металле или дереве в Православной церкви. "Резные иконы и отливанные не делать, и в церквях не употреблять, кроме распятий, а в домах, кроме малых крестов и панагий, искусною работаю деланных, отнюдь никаких резных и отливанных икон не держать". Священный Синод, обратив внимание на упадок качества литейного искусства, также запретил отливку медных и оловянных икон. Указ от 31 января 1723 года гласил "Медныя и оловянныя литыя иконы, где обретаются, кроме носимых на персех крестов < > в ризницы обрать < > выливаются оные зело неискусно и неизобразительно, < > оных икон впредь не лить и обретающимся купеческим людем в рядах продажу оных воспретить». В это время изготовление литых икон, складней, разнообразных крестов сделалось достоянием почти исключительно старообрядцев. Исключение составляло производство нательных крестиков, которые продолжали отливаться и в мастерских, предлагавших свою продукцию господствующей Церкви.

Наиболее распространенными в медном литье являются образ Богоматери и изображения святых. Господь Иисус Христос, хотя и является Главой Церкви, в иконографии представлен значительно меньшим количеством иконографических типов (при множестве изводов каждого типа), чем Богородица и святые. Вероятно, это связано с тем, что грешному человеку гораздо проще обратиться с молитвенным прошением к человеку — Божией Матери или святому, нежели к Богу, даже если это — Воплотившийся Бог Иисус Христос.

 

Пантократор - один из шести основных иконографических типов изображения Христа. «Спас Вседержитель» - икона, которая  напоминает нам о том, что Иисус Христос – это судия и царь небесный, он есть альфа и омега, Господь грядущий, начало и конец. Образ «Спас Вседержитель» был сформирован очень давно. Первые иконы подобного типа начали появляться на заре иконописи христианской веры.

В переводе с греческого языка, термин «пантократор» означает «властитель всего». То есть в самом названии данной иконы указывается на божественную, всесильную сущность Сына Божьего, который пришел в наш мир в образе человека. Икона имеет каноническое исполнение. Она изображает Спасителя в возрасте, когда Иисус Христос ходил по земле с проповедями. Как правило, на «Пантократорах» Сын Божий изображается в обычных одеждах. Левой рукой он держит Святое Евангелие, а его правая рука благословляет человечество специальным жестом. С точки зрения христианской догматики и богословия толкование этого образа затруднительно, и невозможно без рассмотрения особенностей исполнения и контекста. Христос Вседержитель есть грозный Судия, который придет в наш мир по окончанию времен, дабы вершить суд над каждым человеком. Это Бог творящий, Владыка небесный, Всемилостивый «Елеемон». Большую часть известных на сегодняшний день образов «Спаса Вседержителя» составляют изводы. Среди таких изводов самым популярным является классический образ, изображающий Спасителя на троне. Этот образ имеет выраженный эсхатологический подтекст, который указывает нам на второе пришествие и Страшный суд.

 

Единоличные изображения могут быть оглавными, оплечными, поясными и в полный рост (стоящий или восседающий либо на троне, либо на радугах). Первое из всех изображений Христа в зрелом возрасте - оглавное, называемое Нерукотворный убрус  царя Авгаря, создан самим Христом и стал основой образа Спас оглавный. Из оплечных Спасов наиболее известны Спас Златые власы, Спас Ярое око. 

Самое распространенное среди поясных изображений - Спас Вседержитель с Евангелием (закрытым или открытым на определенном тексте). В полный рост (стоящим или сидящим) Христа пишут в гиматии и хитоне с Евангелием в руках, в сидячем же положении - в архиерейском облачении (Великий Архиерей) или в царских одеждах (Царь Царем), иногда с предстоящими Богоматерью в царских одеждах и Иоанном Предтечей. 
Фигура Иисуса Христа распятого на кресте, называется Распятием. Иисус Христос до воплощения изображается реже, это Ангел Великого Совета. 
Отрок или Младенец с Богоматерью (Богоматерь с Младенцем, Недреманное око, Преполовение) или самостоятельно в образе Эммануила. Иконы, изображающие Христа, широко бытуют самостоятельно или являются центрами деисисов (Деисусов). 

Крайне редко Его изображают в образе седовласого старца - этот образ известен под названием Иисус Христос Ветхий Денми. Тип изображения Христа - Вседержитель, или Пантократор, занимает главное место в храме: его помещают в центральном храме купола, на алтарной стене или в центре деисусной композиции. На иконе дается поясное (полуфигурное) изображение Христа, облаченного в хитон и гиматий. Правая рука Его благославляет, а в левой Он держит раскрытое евангелие. 

Разновидности изводов:
XVIII век


          
XVIII-XIX вв.


 
XIX век

 
       
Без датировки

               


"Спас благое молчание" или "Ангел Великого совета"

 

Один из шести основных иконографических типов изображения Христа. На этой иконе Христос изображен до Своего прихода к людям в виде Ангела Великого Совета- прекрасного юноши в белой мантии с широкими рукавами со сложенными и прижатыми к груди руками и с опущенными крыльями за спиной. В этой иконе вместо кресчатого нимба изображается в нимбе восьмиконечная звезда из двух квадратов: один огненный, свидетельствующий о божественности Господа, другой - черно-зеленый (или иссиня-черный), знаменующий собой мрак непостижимости Божества.   

 Богословская содержательность этой очень нарядной иконы уступает более скромному, но не менее загадочному образу Ангела Великого Совета. Именно так называют это изображение ангела на кресте известные собиратели 19-го века братья Ханенко. Сам ангел с зерцалом и мерилом в руках напоминает хорошо известное изображение архангела Михаила. Однако присутствие креста за спиной у ангела помогает увидеть в этом образе более глубокое богословское содержание. Апостол Петр в Первом Соборном Послании, входящем в состав Нового Завета, называет Иисуса Христа Агнцем, предназначенным еще до создания мира к закланию (1 Петр. 1:19-20). Этот же символический образ встречается в Апокалипсисе (Откр.13:8). В то же время пророк Исайя называет еще невоплотившегося Христа Ангелом Великого Совета (Ис. 9:6). Таким образом, это небольшое изображение ангела выражает глубочайшую богословскую идею о бесконечной любви Бога к человеку, Бога, готового принести Себя в жертву ради спасения единственного существа, которое является носителем Его Образа.

Разновидности изводов

XIX век  

Ветхозаветная троица.

Ветхозаветная Троица изображается в виде Ангелов, сидящих за столом с приготовленной трапезой; на заднем плане стилизованное изображение Мамврийского дуба - характерная деталь этого сюжета. Икона по-другому еще называется "Гостеприимство Авраама".  Такое изображение основано на библейском повествовании о том, как Бог явился к праотцу Аврааму в виде трех странников. Авраам любил принимать странников. Поклонившись им до земли, он позвал их к себе - отдохнуть и подкрепиться пищей. Один из странников сказал Аврааму, что через год его жена Сарра родит сына. Аврааму в то время было 99 лет, а Сарре - 89 лет. Сарра, стоявшая сзади них, у входа в шатер, не поверила и рассмеялась про себя. Но странник, который предсказал рождение сына, обличил ее неверие, сказав: "Есть ли что трудное для Господа?". И тогда праведный Авраам понял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог. Иногда, в нижней части иконы изображается раб Авраама, закалающий тельца, сам Авраам неподалеку и Сарра около шатра, но прп. Андрей Рублев не изображал никого, кроме Ангелов.

 

Воскресение Христово

Весьма  часто в медном литье воплощается сюжет Воскресения Христова. Момент Воскресения Спасителя никто не видел. Жены мироносицы обнаружили пустой гроб, в котором лежали остатки ткани, в которую было завернуто Тело Иисуса. Поэтому классическая византийская иконография знала только два образа Воскресения: явление ангела женам мироносицам и сошествие во ад. Эти иконографические типы утвердились и в русской иконописи, причем в медном литье первоначально существовал только последний из них. До конца 18-го столетия в медном литье Воскресение Христово воплощалось только в виде Сошествия во ад. Христос изображался стоящим на скрещенных досках поверженных адских врат; он протягивал руку Адаму, возводя вместе с ним из ада души всех находящихся там грешников. К концу 18-го столетия эта иконография несколько усложняется: появляется аллегорическое изображения ада в виде разверстой зубастой пасти; на некоторых отливках помещается изображение трех голгофских крестов.

В 19 столетии в русской иконографии видно влияние Запада, это образ самого восстающего из гроба Христа, со знаменем в руках и окруженного припадающими к нему ангелами. Иконография Воскресения в медной пластике в это время чрезвычайно усложняется. Над композицией Сошествия во ад размещается латинский образ восстающего Христа. Появляются: ангел, побивающий бесов, апостол Петр, приникший ко гробу, ангелы, находящиеся в нем. Возводимые из ада грешники поднимаются в рай, вход в который стережет поставленный сразу же после изгнания Адама и Евы серафим. В раю изображаются праведники и покаявшиеся грешники, попавшие туда до Воскресения Христова: это ветхозаветный праотец Енох, пророк Илия и благоразумный разбойник Рах.

 

Одигитрия

  

"Одигитрия" с греческого значит Указующая Путь, Путеводительница. Это один из самых распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Богомладенец сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.
Отличие от довольно близкого иконографического типа "Елеусы"   — взаимное отношение Матери и Сына: Христос обращён к предстоящему (зрителю), Богородица же указывает рукой на Младенца. С догматической точки зрения основной смысл образа — явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.

По преданию, первая Одигитрия исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам — в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и
происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, особенно в Византии, а позднее и на Руси. «...сия икона Одигитрия взялась из него (Константинополя) манием Божием и перенеслась на Русь», - сказано в летописи. 
К этому типу икон относятся такие его изводы, как Смоленская, Казанская, Тихвинская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных и другие многие.

Пророк Илия

 

    Одним из любимых святых Древней Руси был Илья. Трудно понять, почему пророк, обличавший нечестивых израильских царей в 9-м веке до Рождества Христова, становится вполне русским святым, ответственным за громы и молнии, а так же за своевременную подачу дождя. Вероятно, это объясняется тем, что одна из первых киевских христианских церквей, построенных задолго до Крещения Руси, была Ильинской. Характерные черты Перуна главного божества древнеславянского пантеона соединились с Ильей, которого не укоренившиеся в новой вере киевляне долго считали главнее Христа. В отличии от написанных икон, в литье Илья известен с древнейших времен. В небольших иконах, которые существовали как самостоятельно, так и были средниками и створками (реже) складней, воплощалась композиция Огненного восхождения или ворон, приносящий пророку пищу. В иконах большего размера она дополнялась еще несколькими житийными сценами.

Никита Бесогон

 

Очень любопытны небольшие иконки с изображением мученика Никиты, побивающего беса. Это образ восходит к домонгольской эпохе. В 15-м - 17-м столетиях были очень распространены нательные кресты с изображением Никиты бесогона. Изображение святого, победившего нечистую силу, считалось хорошим средством против бесовской активности.

Среди меднолитых икон с образами одиночных святых относятся обладающие схожей стилистикой небольшие иконки мучеников Паисия, Уара и Трифона. Появление именно этих святых обусловлено их особой функцией в жизни русского человека. Мученику Трифону молились при опасности от врагов; этот святой помогал в изгнании с полей и огородов всевозможных насекомых-вредителей. Канон мученику Уару читали за умерших без покаяния; его молились за упокоение тех нерадивых христиан, над которыми священник отказывался петь погребение. Мученику Паисию, кроме того, молились о упокоении самоубийц.

    Иконы с изображением двух святых немногочисленны. Это образы князей страстотерпцев Бориса и Глеба, Кирика и Улиты, Власия и Афанасия, преподобных Зосимы и Савватия.

Борис и Глеб

Борис и Глеб были первыми святыми, прославленными Русской Церковью. Сыновья крестившего Русь Владимира, убитые своим братом Святополком Окаянным, юные Борис и Глеб считались воплощением христианского смирения и защитниками всех несправедливо обижаемых людей. В литье Борис и Глеб всегда изображаются всадниками. Круглые нательные образки с изображением двоицы святых князей появились задолго до монгольского нашествия. Очень красива прорезная икона с изображением Бориса и Глеба, сидящих на конях, с копями, украшенными флажками в руках. Икона увенчивается круглым медальоном с изображением Троицы, над которой располагается небольшая пластина с изображением Спаса Нерукотворного, в которой находится отверстие для гайтана. Эта иконография повторяется в других изображениях, которые имеют разные размеры. В поздних отливках шапки на головах князей сменяются шлемами.

 

 

Николай Чудотворец

Чаще всего встречаются литые иконы Николая Чудотворца, самого почитаемого на Руси святого. Старообрядцы признавали только древнюю форму имени этого святого - Никола, которая и помещалась на иконах. Иконография Николы - это вариации двух изводов: Николы Зарайского - с Евангелием (оно может быть закрытым и раскрытым) в руках, весьма почитаемый на Руси чудотворный образ и Николы Можайского - в рост, с храмом в левой руке и мечом в левой.

Никола Можайский встречается в литье значительно реже, что соответствует соотношению этих образов в обычной деревянной иконе. Характерным признаком иконографии Николы является присутствие поясных изображений Христа и Богоматери, протягивающих святителю Евангелие и омофор - признаки его епископского достоинства. Эта особенность связано с одним житийным эпизодом. Святитель Николай обличал на Первом Вселенском Соборе ересиарха Ария так страстно, что в пылу полемики ударил его по щеке. Такое рукоприкладство было сочтено грехом, и святитель Николай был лишен епископского сана. Он был возвращен ему только после того, как Сам Христос и Богородица явились во сне влиятельным участникам Собора и указали на неправильность их решения. Изредка вместо Христа и Богоматери Николу окружают изображения двух святых.

       Поясные изображения Николы имеют самые разнообразные размеры. Они входят в состав самых разнообразных складней. От маленьких нательных иконок до очень больших икон, украшенных многоцветными эмалями. Самыми распространенными являются так называемы "вершковые" иконы, где Никола изображается с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими.

Иконы с Николой Можайским так же многообразны. Широкое распространение получили складни с изображением этого святого. Очень красивы небольшие прорезные иконы, восходящие к 17 столетию. Изредка встречаются иконы Николая Можайского, на которых по сторонам от святого изображаются две сцены из его жития.

 

Георгий Победоносец

Достаточно распространен в медном литье и образ Георгия Победоносца. Вероятно, традиция изготовления литых образков Георгия не прерывается с домонгольского времени. Старообрядцы изготавливали, как маленькие образки с Георгием, так и иконы большего размера, часто украшенные эмалями. Вставлялись такие иконы как средники в складни с различными створками. Известны прорезные иконы, по меньшей мере, трех разных типов, относящиеся к 17-му столетию. Иконография Георгия традиционна. Он изображен сидящим на коне, поражающим копьем поверженного крылатого дракона. Вариативна постановка фигуры святого. Его голова может быть обращена вперед или, реже, обращена вполоборота назад. В правом верхнем углу в облаках видна благословляющая десница Божия. Встречаются иконы, на которых выше фигуры святого находится поясное изображение Христа-Эммануила (отрока), благословляющим жестом обеих рук.

 

Димитрий Солунский

         Еще более чем Георгий, в домонгольской Руси почитался еще один мученик - воин Дмитрий Солунский. В старообрядческом литье образ этого святого известен, главным образом, в одной очень изящной отливке. Центральная часть этой иконы изображает Дмитрия, сидящего на коне и побивающего копьем поверженного на землю нечестивого язычника Лия. Вообще, иконография Дмитрия очень похожа на иконографию Георгия. Однако, там, где у Георгия дракон, - у Дмитрия поверженный воин Лий. Над изображением Дмитрия в рассматриваемой иконе помещается Спас Нерукотворный, по обе стороны от которого находятся по четыре поясных изображения; слева это - князь Владимир и Иоанн Златоуст, ниже - преподобный Савва и святитель Мелетий; справа - святитель Афанасий и император Константин, ниже - святитель Лазарь и преподобный Пафнутий. Слева от самого изображения Дмитрия находится столбец с тремя святыми: преподобный Иоанн Дамаскин, князь Борис, мученик флор; справ такой же столбец: преподобный Ефрем Сирин, князь Глеб, мученик Лавр. Нижний ряд образован поясными фигурами шести святых пустынников: преподобные Мария Египетская, Онуфрий, Петр Афонский, Африкан, Марон, Алексей Божий человек. Эта очень нарядная икона обычно украшалась много численными эмалями. Изображения Дмитрия Солунского изредка помещались на средниках трехстворчатых складней.

                Описанные здесь иконы, безусловно, не исчерпывают всего многообразия медного литья. Многочисленные вариации внутри не только одного иконографического типа, но также и внутри одного извода, потребовали бы весьма  подробного описания. Кроме того, остались неописанными иконы, отлитые в небольшом числе экземпляров, которые впоследствии не тиражировались. В статье специальным образом не затронут вопрос о различных модификациях складней, о вариациях иконографии в их средниках и створках.

Особым и очень обширным разделом в исследовании медного литья является описание различных распятий, наперсных, киотных, напрестольных крестов, которые в отличие от нательных, отливались в очень широком иконографическом спектре. Этот вопрос требует отдельного рассмотрения.

comments powered by HyperComments